Доказано, что основными причинами роста и распространения хронических неинфекционных заболеваний (атеросклероза, инсулинонезависимого сахарного диабета, ожирения, артериальной гипертонии, метаболической иммунодепрессии, аутоиммунных заболеваний, онкологической патологии и пр.), занимающих ведущее место в структуре заболеваемости и среди причин смертности, являются круглогодичные дефициты эссенциальных (жизненно необходимых) макро- и микронутриентов в питании всех категорий россиян. Основные причины этого: комплексные воздействия на организм человека экопатогенов и психосоциальных стрессов, современная индустрия производства продуктов питания, неаргументированное использование синтетических фармакологических средств, а также рекомендации врачей по снижению объемов и энергоемкости пищевых рационов на фоне гиподинамии, приводящие к недостаточному обеспечению организма современного человека эссенциальными нутриентами.
Это сопровождается нарушением переваривания пищи и ассимиляции нутриентов, способствует, в конечном итоге, формированию синдрома мальабсорбции на фоне снижения активности соответствующих ферментных систем [1, 2].
По мнению директора Института питания РАМН, академика В.А. Тутельяна, главным фактором, наносящим непоправимый урон здоровью, является нарушение структуры питания. Именно по этой причине у 70–90 % россиян определяется дефицит в рационе витамина С, у 40 % — витамина А и бета-каротина, у трети —витаминов В — комплекса и фолиевой кислоты, многих минеральных веществ на фоне уменьшения потребления мяса, птицы, рыбы, молочных продуктов, а также овощей и фруктов в большинстве обследованных регионов [1].
Именно по этой причине в настоящее время 70 % россиян проживают в условиях мальадаптации или имеют факторы риска развития основных неинфекционных заболеваний, 25 % больны и только 5 % здоровы. По данным Минздрава, в России отмечено ежегодное сокращение населения на 0,5 %, причем сокращение числа жителей имеет место в 68 регионах России (из 89), где проживает 72 % населения, то есть налицо депопуляция. Такая негативная тенденция ставит проблему здоровья в ранг общенациональных, в число тех, которые определяют перспективы сохранения и развития нации [2, 4].