По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.93 08.00.05

Значение и роль корпоративной культуры в процессе повышения эффективности менеджмента

Семенова Алла Анатольевна д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента, АНО ВО «Российский Новый университет» (РосНОУ), Российская Федерация, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22, ORCID: 0000-0003-2995-5065, E-mail: allaa.s@ya.ru, allaa.s@yandex.ru

В статье рассмотрены роль и место корпоративной культуры в повышении эффективности системы менеджмента современных организаций. На основе проведенного анализа публикаций российских и зарубежных авторов делается вывод о недостаточном внимании к зарубежному опыту формирования корпоративной культуры. В этом контексте акцентируется внимание на двух перспективных моделях внедрения в практику современного менеджмента культурологической доминанты: модель «живых организаций» и принципы экологического, социального и корпоративного управления, которые представляют интерес и для российского бизнес-сообщества.

Литература:

1. Лалу Ф. Открывая организации будущего. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 432 с.

2. Разгуляев В. Бирюзовое управление на практике: Опыт российских компаний. — М.: Альпина Паблишер. — https://monster-book.com/biryuzovoe-upravlenie-na-praktike.

3. Лепилина А. Бирюзовые организации в России: Опыт Сбербанка. — https://biz.mann-ivanov-ferber.ru/2016/07/06/biryuzovye-organizacii-na-praktike/.

4. Чистякова Ю. Что такое ESG-инвестиции: Как развивается ответственное инвестирование в России и мире // Profit. — 8 февраля 2021 года.

5. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать. — https://docs.cntd.ru/document/573500115?marker=656010.

Современные условия хозяйствования требуют внедрения научно обоснованных форм хозяйствования и управления, среди которых особое место занимает корпоративная культура.

Проанализировав публикации современных зарубежных авторов, специализирующихся на вопросах менеджмента, и соотнеся контентный анализ публикаций с реальной практикой организации управления отечественных предприятий, с неизбежностью приходим к выводу, что в большинстве российских организаций к зарубежному опыту относятся либо с настороженностью, либо вообще его игнорируют.

Разумеется, нельзя слепо копировать опыт иностранных компаний, не всегда он применим в российских условиях. Однако и полностью его игнорировать и не замечать то позитивное, апробированное практикой, что содержится в опыте экономически развитых стран, было бы большой ошибкой.

Рассмотрим это на примере формирования корпоративной культуры, которая на Западе уже давно считается важнейшим фактором повышения эффективности менеджмента. В отечественной же практике управления корпоративная культура, к сожалению, очень редко рассматривается как интегральная характеристика коллектива. Административно-бюрократическая культура весьма живуча, она умеет приспосабливаться к новым условиям жизни. Часто приходится слышать высказывания типа:

• «Корпоративную культуру придумали на Западе, у нас она не работает»;

• «Корпоративная культура нужна начальству как способ промывания мозгов сотрудникам»;

• «Не вижу смысла во всех этих корпоративных философиях, миссиях, ценностях; для нас одна цель — получение как можно большей прибыли в кратчайший срок»;

• «У конкурентов нет никакой корпоративной культуры, а живут неплохо».

О чем свидетельствуют эти и подобные им суждения? Прежде всего о том, что корпоративная культура не привносится в сознание людей директивными методами — можно сочинить множество памяток и кодексов, призывающих сотрудников соблюдать требования корпоративной культуры, вывесить их на видное место, но работать эти благие пожелания не будут. Формирование культуры деловых отношений — это не стихийный процесс, а целенаправленная и кропотливая работа внутри коллектива. Тональность, общую направленность этой работе, конечно же, должны задавать руководители. Там, где руководитель не имеет авторитета у сотрудников и не является образцом подлинной культуры, там никакие призывы, указания и распоряжения, идущие сверху, не возымеют действия.

Для Цитирования:
Семенова Алла Анатольевна, Значение и роль корпоративной культуры в процессе повышения эффективности менеджмента. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: