Современные условия хозяйствования требуют внедрения научно обоснованных форм хозяйствования и управления, среди которых особое место занимает корпоративная культура.
Проанализировав публикации современных зарубежных авторов, специализирующихся на вопросах менеджмента, и соотнеся контентный анализ публикаций с реальной практикой организации управления отечественных предприятий, с неизбежностью приходим к выводу, что в большинстве российских организаций к зарубежному опыту относятся либо с настороженностью, либо вообще его игнорируют.
Разумеется, нельзя слепо копировать опыт иностранных компаний, не всегда он применим в российских условиях. Однако и полностью его игнорировать и не замечать то позитивное, апробированное практикой, что содержится в опыте экономически развитых стран, было бы большой ошибкой.
Рассмотрим это на примере формирования корпоративной культуры, которая на Западе уже давно считается важнейшим фактором повышения эффективности менеджмента. В отечественной же практике управления корпоративная культура, к сожалению, очень редко рассматривается как интегральная характеристика коллектива. Административно-бюрократическая культура весьма живуча, она умеет приспосабливаться к новым условиям жизни. Часто приходится слышать высказывания типа:
• «Корпоративную культуру придумали на Западе, у нас она не работает»;
• «Корпоративная культура нужна начальству как способ промывания мозгов сотрудникам»;
• «Не вижу смысла во всех этих корпоративных философиях, миссиях, ценностях; для нас одна цель — получение как можно большей прибыли в кратчайший срок»;
• «У конкурентов нет никакой корпоративной культуры, а живут неплохо».
О чем свидетельствуют эти и подобные им суждения? Прежде всего о том, что корпоративная культура не привносится в сознание людей директивными методами — можно сочинить множество памяток и кодексов, призывающих сотрудников соблюдать требования корпоративной культуры, вывесить их на видное место, но работать эти благие пожелания не будут. Формирование культуры деловых отношений — это не стихийный процесс, а целенаправленная и кропотливая работа внутри коллектива. Тональность, общую направленность этой работе, конечно же, должны задавать руководители. Там, где руководитель не имеет авторитета у сотрудников и не является образцом подлинной культуры, там никакие призывы, указания и распоряжения, идущие сверху, не возымеют действия.