Применяя нормативный правовой акт при разрешении конкретного дела, суд интерпретирует норму, конкретизирует ее содержание исходя из обстоятельств конкретного дела. При этом суд занимается толкованием не только правового акта, но и норм права. Часто оценочные категории включают в свое содержание неопределенность, что создает трудности в правоприменительной практике. Одна из таких категорий— «злоупотребление».
Категория «злоупотребление правом» является междисциплинарным институтом, известным со времен римского права. В юридическом словаре современного гражданского права под злоупотреблением права понимается «использование субъективного права гражданином или юридическим лицом в противоречии с его назначением, влекущее за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов других граждан и юридических лиц, общества и государства» [1].
Большой юридический словарь «злоупотребление правом» (англ. abuse of law) определяет как категорию гражданского права — «использование субъективного права в противоречии с его социальным назначением, с превышением пределов дозволенного поведения, влекущее за собой нарушение охраняемых законом прав и интересов» [2].
В гражданском праве и процессе проблемы злоупотребления правом были рассмотрены Радченко С. Д., Марченко А.Н., Поротиковой О. А., Сазановой И.В., Юдиным А.В., Ковалевой Н.А. и др.
В уголовном праве и процессе институт злоупотребления правом был рассмотрен в трудах А.В. Юдина, А. М. Хорава, С. С. Черебедова, О.И.Даровских и мн. др.
Наиболее остро вопрос злоупотребления правом стоит в трудовых отношениях. Данной проблематикой занимались Е. М. Офман, Н. В. Дулатова, Л. Чиканова, А. Нуртдинова, Л. С. Кириллова, Н. И. Дивеева, Ю. А. Новикова, Н. И. Минкина и многие другие ведущие ученые.
Отсутствие единых критериев в определении объективной и субъективной сторон правоотношения с учетом элемента злоупотребления правом создает проблемы в правотворческой и правоприменительной деятельности. Нет единства в определении данной категории ни в законодательстве, ни в юридической доктрине, ни в судебной практике [3]. Отсутствие единства в определении данной категории сказывается на балансе прав и интересов работников и работодателей.