По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Жизнь после Союза: как изменилось дополнительное внешкольное образование в постсоветских странах

Ученые ВШЭ оценили развитие дополнительного внешкольного образования в 15 постсоветских странах за 30 лет с помощью собственного индекса. По сводным показателям лидерами стали Казахстан, Россия, Латвия и Эстония. Авторы исследования пришли к выводу, что эффективными могут быть принципиально разные стратегии воспитания детей в зависимости от национального и культурного контекста.

Исследование об изменениях в дополнительном внешкольном образовании постсоветских стран охватывает период с 1989-го по 2019 г. Его провели эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского ВШЭ. Итоги работы представил на семинаре Института образования ВШЭ аналитик центра Иван Иванов.

Авторам удалось собрать сведения о работе дополнительного образования во всех 15 республиках бывшего СССР. «Мы совершили академический подвиг», — констатировал Иван Иванов. По его мнению, репутация ВШЭ и ее исследователей помогла наладить коммуникации с официальными лицами и экспертами. В основе исследования — экспертные интервью, опросы работников системы дополнительного образования и национальная ведомственная статистика, открывающая много интересных сюжетов, а также правовые документы и публикации в СМИ.

Основными чертами советской модели были всеобщий охват, доступность, пакетное содержание и значительный идеологический компонент. «Мы не придерживаемся позиции, суть которой в том, что советская модель внешкольной работы была плоха. Это была потрясающе слаженная система с институциональной точки зрения», — отметил он. Дополнительное образование детей было частью концепции государства всеобщего благосостояния.

Сегодня ситуация во внешкольном образовании иная: если в 1989 г., по официальным данным, им было охвачено 90% детей, то сейчас — немногим более половины. Все больше занятий дополнительного образования происходят в школе, что отчасти компенсирует сокращение сети внешкольных учреждений, и такая картина, которую эксперты называют «ошколиванием», наблюдается почти повсеместно. В разных странах существенно различается роль частных структур, работающих в этой сфере: в лидирующем по охвату дополнительным образованием Казахстане господствуют государственные учреждения, а в Эстонии много частных провайдеров.

Авторы оценили нынешнее развитие внешкольного образования в постсоветских странах с помощью индекса, отражающего состояние институтов в разных странах. При его создании они опирались на подходы Всемирного банка и ОЭСР.

Для Цитирования:
Жизнь после Союза: как изменилось дополнительное внешкольное образование в постсоветских странах. Вопросы культурологии. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: