Революция 1905–1907 гг. в России привела к принципиальным изменениям в форме правления государства и в праве. В стране появился избираемый населением высший законодательный орган — Государственная Дума и Государственный Совет.
Из Свода основных законов Российской империи было изъято упоминание о царской власти как «неограниченной». Исчезло, казалось бы, одно слово, но это исчезновение и обозначало понятие «революция». Стало быть, власть императора в России отныне была ограничена парламентом.
Законодательные функции переходили к выборным от народа депутатам, то есть теперь вряд ли было возможно называть власть российского монарха самодержавием. Статья 86 Основных законов гласила, что «ни один закон не может воспринять законной силы без одобрения Государственной Думы и Государственного Совета».
Одновременно все подданные Российской империи получили полный набор гражданских свобод: свободу слова, печати, собраний и союзов.
Прогрессивно настроенные юристы, критически оценивая статьи Свода законов Российской империи, определявших наследственные права женщин, их положение в семье и браке, стали выдвигать требования подготовки нового гражданского уложения, более соответствующего условиям пореформенного буржуазного развития.
В условиях революционных потрясений все бóльшую популярность начала приобретать идея предоставления женщинам политических прав и права свободно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Воспользовавшись правом на свободное создание союзов, женщины-активистки приступили к созданию своих многочисленных общественных организаций. Появились Всероссийское женское взаимно-благотворительное общество, Союз равноправия женщин, возникли Женская прогрессивная партия и Лига равноправия женщин. Большие надежды эти женские организации возлагали на парламент — Государственную Думу, в адрес которой они и направляли свои прошения и предложения. Часто эти организации производили сбор подписей под петициями, которые также адресовались думским депутатам.