По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.7, 396 DOI:10.33920/nik-02-2112-03

Женская образность в массовой культуре начала XX в. и ее репрезентации в литературе, прессе, плакате, кинематографе

Хлопонина Ольга Олеговна старший преподаватель кафедры философии, социологии и культурологии, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», канд. культурологии, Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: hloponinaolga@gmail.com, ORCID: 0000-0001-6422-2954

Рубеж XIX–XX вв. принято считать началом формирования того явления, которое получит название «массовая культура». Общий кризис, миграция населения, крушение аристократии и единых установок и ценностей православия приводят к кардинальной смене общественных институтов, социальных страт и привычных классов. Индустриализация привела к сокращению рабочего времени, ручной труд стал заменяться машинным — возникла четкая граница между двумя сферами жизни городской рабочей массы, работой и досугом. В традиционном обществе свободное время проводилось с семьей, профессиональным сообществом, соседями — так или иначе, в коллективе. В разобщенной и пестрой массе города человек оказывался сам по себе. Досуг атомизированных массовых субъектов требовал удовлетворения потребности отдохнуть, отвлечься от отупляющего, «отчужденного», монотонного труда. Ответом на эту потребность и является индустрия развлечений массовой культуры, ценности которой имеют форму товара. Возникает огромный, массовый спрос на продукты и услуги, удовлетворяющие потребности досуга: книги, журналы, пластинки, фильмы. В статье показано, что массовая культура на усредненном уровне закрепляет в массовом сознании востребованные стереотипы женских образов в соответствии с их функциональным назначением. В социальной рекламе, апеллирующей к общечеловеческим ценностям и духовности, доминируют позитивные женские образы матерей (традиционный тип) и сестер милосердия (высокое воплощение рокового типа). Коммерческая реклама, апеллирующая к соблазну и узнаванию, представляет идеализированный роковой тип женщины. Искусство кинематографа обращается к глубоко укорененным мотивам падения и возвышения, физического осквернения и нравственного очищения (доминирующий тип роковой героини). Материал статьи может быть полезен в рамках подготовки курсов по истории отечественной культуры, истории искусства.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала ХХ в. и журнал «Путь» // Бердяев Н.А. О русской философии. — Свердловск, Издательство Уральского университета, 1991. — 240 с.

2. Вашик К., Бабурина Н. Искусство русского плаката XX века. Реальность утопии. — М., Прогресс-Традиция, 2004. — 422 с.

3. Гращенкова И. Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и кинематограф русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. — М: Издательство А.А. Можаев, 2005. — 430 с.

4. Журнал для хозяек. № 21. — 1915.

5. Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России в 1900 — 10 гг. — М.: Наука, 1976. — 300 с.

6. Костина А.В. Культурология: учебник. — М.: Кнорус, 2009. — 336 с.

7. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 4-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 404 с.

8. Костина А.В. Проблемы массового и элитарного искусства. — М.: Изд-во МосГУ. 2005. — 169 с.

9. Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918–1934 годы. — М.: Искусство, 1965. — 583 с.

10. Лебедева В.Г. Судьбы массовой культуры России. Вторая половина XIX — первая треть XX века. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. — 354 с.

11. Тихвинская Л.И. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века: Кабаре и театры миниатюр в России. 1908–1917. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 527 с.

12. Фуртай Ф.В. Образ женщины в современной массовой культуре [Электронный ресурс]. — URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1130000019531293/?*=5AlRD AlQjcrJUQwJUI2JUQwJUI1JUQwJUJEJUQxJTg5JUQwJUI4JUQwJUJEJUQx (дата обращения 20.09.2020).

13. Хренов Н.А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 535 с.

14. Цивьян Ю. Несколько предварительных замечаний по поводу русского кино // Великий Кинемо. Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908–1919) / сост. В. Иванова и др. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 564 с.

1. Berdyayev N.A. Russkiy dukhovnyy renessans nachala KHKH v. i zhurnal «Put'» // Berdyayev N.A. O russkoy filosofii. — Sverdlovsk, Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 1991. — 240 s.

2. Vashik K., Baburina N. Iskusstvo russkogo plakata XX veka. Real'nost' utopii. — M., Progress-Traditsiya, 2004. — 422 s.

3. Grashchenkova I. N. Kino Serebryanogo veka. Russkiy kinematograf 10-kh godov i kinematograf russkogo posleoktyabr'skogo zarubezh'ya 20-kh godov. — M: Izdatel'stvo A.A. Mozhayev, 2005. — 430 s.

4. Zhurnal dlya khozyayek. № 21. — 1915.

5. Zorkaya N.M. Na rubezhe stoletiy: U istokov massovogo iskusstva v Rossii v 1900 — 10 gg. — M.: Nauka, 1976. — 300 s.

6. Kostina A.V. Kul'turologiya: uchebnik. — M.: Knorus, 2009. — 336 s.

7. Kostina A.V. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshchestva. Izd. 4-ye. — M.: Izdatel'stvo LKI, 2008. — 404 s.

8. Kostina A.V. Problemy massovogo i elitarnogo iskusstva. — M.: Izd-vo MosGU. 2005. — 169 s.

9. Lebedev N.A. Ocherki istorii kino SSSR. Nemoye kino: 1918–1934 gody. — M.: Iskusstvo, 1965. — 583 s.

10. Lebedeva V.G. Sud'by massovoy kul'tury Rossii. Vtoraya polovina XIX — pervaya tret' XX veka. — SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2007. — 354 s.

11. Tikhvinskaya L.I. Povsednevnaya zhizn' teatral'noy bogemy Serebryanogo veka: Kabare i teatry miniatyur v Rossii. 1908–1917. — M.: Molodaya gvardiya, 2005. — 527 s.

12. Furtay F.V. Obraz zhenshchiny v sovremennoy massovoy kul'ture [Elektronnyy resurs]. — URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1130000019531293/?*=5AlR DAlQjcrJUQwJUI2JUQwJUI1JUQwJUJEJUQxJTg5JUQwJUI4JUQwJUJEJUQx (data obrashcheniya 20.09.2020).

13. Khrenov N.A. Obrazy «Velikogo razryva». Kino v kontekste smeny kul'turnykh tsiklov. — M.: Progress-Traditsiya, 2008. — 535 s.

14. Tsiv'yan YU. Neskol'ko predvaritel'nykh zamechaniy po povodu russkogo kino // Velikiy Kinemo. Katalog sokhranivshikhsya igrovykh fi l'mov Rossii (1908–1919) / sost. V. Ivanova i dr. — M.: Novoye literaturnoye obozreniye, 2002. — 564 s.

Репрезентация женской образности в начале XX века осуществляется прежде всего через механизмы массовой культуры, которая выступает в качестве «специфического способа освоения действительности и адаптации к ней, проявляющегося в условиях индустриально развитого „массового общества“» [7, c. 134]. Разумеется, этот тип культуры складывается постепенно и имеет целый комплекс ранее сложившихся предпосылок, но именно к концу XIX века этот комплекс преобразуется в четко оформленный феномен массовой культуры. И это было обусловлено, в числе главных причин, потребностью удовлетворить запросы прибывших в города на заработки вчерашних крестьян, а также рабочих, занятых на конвейерном производстве, разорившихся помещиков и их «приживалов», не нашедших себе иного применения свободных крестьян, множество маргиналов — бродяг, беглых, нищих.

Среди общих социокультурных процессов можно назвать и секуляризацию, и отчужденность труда, и ослабление влияния традиционной культуры на жизнь этого нового городского населения, а также развитие средств массовой коммуникации. В результате город наполняется тем социальным содержанием, которое было определено как «масса». По существу своему масса — это безличный коллектив, состоящий из атомизированных разобщенных единиц, никак не связанных ни единой культурой, ни общей национальной традицией. Но у этой массы при низком культурном уровне есть очевидные потребности, есть пусть скудный, но заработок и есть свободное от работы на фабрике время — часто не слишком занятое заботой о доме и семье. Вот для этого потребителя масскульт и выполнял целый ряд функций, направленных на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, информации. При этом ориентированная на потребителя массовая продукция обладала специфическим набором качеств — таких как «общедоступность, занимательность, тиражируемость, пассивность восприятия коммерческий характер» [6, c. 89].

Содержание этой массовой продукции определяли также потребности массы — узнаваемые образы, житейские дела и ситуации. Иллюзорная картина мира, характерная для массовой культуры, выполняла для массового человека важную функцию — она помогала уйти от тяжелой реальности в узнаваемый и понятный мир, где исполняются мечты и реализуются желания.

Для Цитирования:
Хлопонина Ольга Олеговна, Женская образность в массовой культуре начала XX в. и ее репрезентации в литературе, прессе, плакате, кинематографе. Ученый совет. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: