Репрезентация женской образности в начале XX века осуществляется прежде всего через механизмы массовой культуры, которая выступает в качестве «специфического способа освоения действительности и адаптации к ней, проявляющегося в условиях индустриально развитого „массового общества“» [7, c. 134]. Разумеется, этот тип культуры складывается постепенно и имеет целый комплекс ранее сложившихся предпосылок, но именно к концу XIX века этот комплекс преобразуется в четко оформленный феномен массовой культуры. И это было обусловлено, в числе главных причин, потребностью удовлетворить запросы прибывших в города на заработки вчерашних крестьян, а также рабочих, занятых на конвейерном производстве, разорившихся помещиков и их «приживалов», не нашедших себе иного применения свободных крестьян, множество маргиналов — бродяг, беглых, нищих.
Среди общих социокультурных процессов можно назвать и секуляризацию, и отчужденность труда, и ослабление влияния традиционной культуры на жизнь этого нового городского населения, а также развитие средств массовой коммуникации. В результате город наполняется тем социальным содержанием, которое было определено как «масса». По существу своему масса — это безличный коллектив, состоящий из атомизированных разобщенных единиц, никак не связанных ни единой культурой, ни общей национальной традицией. Но у этой массы при низком культурном уровне есть очевидные потребности, есть пусть скудный, но заработок и есть свободное от работы на фабрике время — часто не слишком занятое заботой о доме и семье. Вот для этого потребителя масскульт и выполнял целый ряд функций, направленных на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, информации. При этом ориентированная на потребителя массовая продукция обладала специфическим набором качеств — таких как «общедоступность, занимательность, тиражируемость, пассивность восприятия коммерческий характер» [6, c. 89].
Содержание этой массовой продукции определяли также потребности массы — узнаваемые образы, житейские дела и ситуации. Иллюзорная картина мира, характерная для массовой культуры, выполняла для массового человека важную функцию — она помогала уйти от тяжелой реальности в узнаваемый и понятный мир, где исполняются мечты и реализуются желания.