По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Жалуются, но едут

Чем украинцы и киргизы, приехавшие в Россию на заработки, отличаются от других трудовых мигрантов? Почему негативный опыт работы в России не влияет на их отношение к «мягкой силе» РФ? На эти и смежные вопросы отвечают авторы нового социологического исследования «Experiences in Russia of Kyrgyz and Ukrainian labor migrants…», вышедшего в научном журнале Post-Soviet Aff airs.

Россия — магнит глобального масштаба для мигрантов, по официальной статистике, она находится на четвертом месте в мире: 11,7 млн мигрантов в 2017 г. (по данным ООН, учитывающим количество всех находящихся в стране людей, которые были рождены за пределами России). Облегчение законодательства и экономический рост в 2000-е гг. сделали Россию самым привлекательным направлением для трудовых мигрантов из стран СНГ. Лидировали среди источников рабочей силы, конечно, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан, но и Украина с Молдовой тоже не отставали.

Трудовая миграция из СНГ в Россию вписывается в главные научные теории, объясняющие это явление. Экономисты видят в миграции следствие рационального желания людей увеличить свой заработок — поэтому из бедных стран всегда будут переезжать в богатые, но лучше всего добиться цели получится у тех, кто уже прочно стоит на ногах. Относительно высокие зарплаты в России, соответственно, выступают главным магнитом для соседей. Однако новая экономика трудовой миграции (NELM) дает более сложную картину, объясняющую, например, почему в России не остаются надолго и отправляют домой большую часть доходов вопреки заповедям классической экономики о желании индивидов сделать свою жизнь максимально удобной. С точки зрения NELM трудовая миграция — это инструмент диверсификации рисков: семьи (а не отдельные люди) отправляют нескольких своих членов в разные регионы с разными экономическими условиями — на всякий случай. С точки зрения семей денежные переводы — это не альтруистическая аномалия, а главный мотив миграции.

Теория двойного трудового рынка объясняет, почему в России многие профессии стали восприниматься как «грязные» и непрестижные и на них перестают претендовать местные жители, после чего мигранты занимают эти ниши. Наконец, мирсистемный анализ позволяет понять выбор направления движения: почему, например, пакистанцы и ямайцы приезжали в Англию, арабы — во Францию. Языковые, культурные и социальные связи между бывшей метрополией и бывшими колониями сохраняются независимо от любых политических и экономических изменений. В результате действия всех этих факторов, как отмечают ученые, в целых городах и регионах СНГ, откуда приезжают в Россию на заработки, формируется «культура миграции» и работа в другой стране становится нормой жизни для молодых людей, обязательным условием обретения социальной зрелости.

Для Цитирования:
Жалуются, но едут. Служба занятости. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: