Цель исследования заключается в выявлении и анализе основных аспектов процесса землеустройства территорий, занятых кочевыми и полукочевыми народами, в СССР в 1920‑е и 1930‑е гг. Проблема, которой посвящена статья, в исторической науке изучена недостаточно, а сама программа перевода кочевников на оседлость (седентаризация), осуществленная в СССР в 1920‑е и 1930‑е гг., получила противоречивые оценки [2; 4, с. 16].
Источники, использованные при работе над данной статьей, включают в себя документы из архивных фондов ВЦИК, Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР, Среднеазиатского бюро ЦК ВКП (б), учреждений по руководству переселением в СССР.
В XVI–XIX вв. в состав России вошла большая часть Великой евразийской степи и другие регионы, населенные народами, которые традиционно вели кочевой или полукочевой образ жизни (алтайцы, буряты, казахи, калмыки, киргизы, ногайцы, хакасы, якуты и др.). Однако на основном массиве «кочевых» территорий фактически никогда не проводились землеустроительные работы [9, л. 14]. Так, в самом крупном «кочевом» регионе — Казахстане — землеустройство было осуществлено только на 14% земель сельскохозяйственного назначения, в числе которых 1,4% составляли территории, занятые кочевниками [5, ф. 6985, оп. 1, д. 74, л. 287]. Даже в районах, где активно шла «европейская» колонизация, проблема размежевания земель между кочевым и оседлым населением решалась слабо [3, с. 57, 61–62].
Основная причина такого отношения к землеустройству «кочевых» территорий заключалась в том, что власти Российской империи, хотя и желали бы прикрепить кочевников к земле, активной политики перевода их на оседлость не проводили [6, с. 139–140, 143]. В итоге основная масса кочевого населения сохранила традиционный образ жизни.
В Советском государстве седентаризация «кочевых» народов стала одним из аспектов программы модернизации страны. В первое десятилетие советской власти политика в отношении кочевников проводилась в «спокойном» режиме. Для обеспечения их постепенного оседания вначале была развернута программа по землеустройству «кочевых» территорий.