За последние 30 лет в России произошли фундаментальные земельные преобразования. Наряду с государственной введена частная, муниципальная и иные формы земельной собственности. Сельским и городским жителям передано в собственность бесплатно более 100 млн га продуктивной земли. Около 50 млн граждан страны получили участки под строительство жилья, личные подсобные и фермерские хозяйства, садоводство и огородничество. Развиваются и крупные сельскохозяйственные предприятия. Следует особо отметить, что эта огромная работа проведена в сравнительно короткий период.
Вместе с ростом числа земельных собственников значительно расширился круг участников земельных отношений, соответственно, возникли и проблемы коренной перестройки механизмов планирования землепользования и застройки, и в первую очередь на территории муниципальных образований. Все это тесно связано с системой градостроительного обеспечения комплексного обустройства территорий муниципальных образований, которое, к великому сожалению, не учитывает сложившиеся на территориях современные системы землепользования и землеустройства.
Известно, что единственным механизмом создания эффективной системы землепользования является государственная система землеустройства. Она включает в себя два вида: межевание земельных участков и само территориальное землеустройство, представляющее собой процесс пространственного планирования, которое на различных уровнях управления страной делится на национальную пространственную политику, региональное зонирование и местное планирование землепользования, включающее в себя и градостроительные требования. Если межевание выполняют только землеустроители и кадастровые инженеры, то в землеустройстве как в процессе комплексного пространственного планирования участвуют еще и другие ведомства, муниципалитеты и общественность. Пространственное планирование (землеустройство) рассматривает территорию государства как единое целое. В последнее время развитие получает практика непосредственного долевого участия муниципалитетов в бизнес-проектах, осуществляемых частным сектором в рамках утвержденных планов землепользования [3]. Это позволяет им контролировать комплексное развитие территорий. Такой опыт крайне необходим современной России, где землеустройство как важнейшее государственное мероприятие практически не проводится.