В силу созданных на Кавказе административных условий система поземельных правоотношений являлась неравносторонней. Преследовались цели закрепления региона через русификацию. В привилегированном положении находилось русское дворянство, офицерство, чиновничество, казачество, предприниматели из внутренней России и, отчасти, русское крестьянство края — относительно инородческого. Некоторые привилегии имели горские элиты, построившие служебную карьеру. К уязвимой группе мы относим горское крестьянство — самое малоземельное и незащищенное общество, бывшее основой всех горских народов: «Туземцы Северного Кавказа крайне обделены землей. Громадное пространство отобрано у них и роздано в частную собственность представителям туземных высших сословий, казачьим офицерам и просто всяким военным и гражданским чинам» [8].
Перераспределение земли царской администрацией на Северном Кавказе проходило в процессе Александровских земельных реформ, имевших здесь дополнительные задачи по окончательному «замирению» горцев и интеграции их в российскую самодержавную иерархию. Это привело к последовательному осложнению выживания большей части коренного народонаселения, обременённого новыми налогами [16 с. 98–101], терявшего земли в пользу своих дворян, российского государя и переселенцев из других частей империи. Как точно высказался Цаликов относительно поземельных императивов царизма на Северном Кавказе, здесь наблюдалось «стремление насадить класс земельных собственников и упрочить положение существовавших» и «систематическая экспроприация горских земель в пользу казаков» [18, с. 31]. Это были политические меры, направленные на усиление горского дворянства и казачества как факторов замирения туземных народов.
Сложившаяся при Российской империи система землевладения на Северном Кавказе представляла несколько форм: казенная — государственные территории, станичная — казачьи, сельская — земства русского крестьянства, войсковые земли — казачий запас под продажу и рост населения, а также фонды для пожалования или продажи территорий переселенцам. Через последнее увеличивалась собственность частых лиц [16, с. 185–194]. Земли горских аулов находились в казенной собственности по праву общинного пользования и не могли быть приватизированы, соответственно облагались оброчным налогом, а вплоть до 1900 года — подымным [4, с. 90]. Всякая традиционная форма собственности у туземцев отрицалась царской властью, и даже горские феодалы могли закрепить свои земли только через пожалование русским царем. Приобретение надела в частную собственность являлось редким случаем для горцев, за исключением проверенных временем служивых семейств. Фонды типа Крестьянского направлялись на укрепление именно русского крестьянства на Кавказе, отвечая интересам переселенческой политики: «В интересах органической связи с остальным государством необходимо двинуть из внутренних губерний русский элемент широкой волной, для чего прежде всего полезно учредить Крестьянский банк» [19]. Таким образом проводилась русификация окраин.