По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2411-01

Земельный недострой в сельском хозяйстве, его последствия и пути исправления

Алакоз В. В. действительный государственный советник Российской Федерации, академик Международной академии информатизации, старший научный сотрудник ФГБНУ ВНИИЭСХ, Москва, E-mail: alakoz@vniiesh.ru
Шагайда Н. И. д-р экон. наук, директор Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХ и ГС, E-mail: shagaida@ranepa.ru

В ходе земельной реформы к январю 1999 г. произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю, проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация земель. Оборот земель сельскохозяйственного назначения с 2002 г. стал регулироваться Федеральным законом от 24.07.2002 № 101‑ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в долевой собственности, осуществляется только в соответствии с решением участников долевой собственности. Однако процедура выделения земельных участков в счет земельных долей является длительной, дорогостоящей и коррупционноемкой. Несовершенное земельное законодательство и некомпетентность судов тормозят завершение земельных преобразований. В статье рассказано о проблемах долевой земельной собственности на многоконтурные земельные участки и способах их преодоления.

Литература:

1.Алакоз В. В., Киселёв В. И., Шмелёв Г. И. Зачем России земельная реформа. АО «Интердизайн», 1999. 2.Комов Н., Родин А., Алакоз В. Земельные отношения и землеустройство в России. Москва, 1995. 3.Федеральный закон от 24.07.2002 № 101‑ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». 4.Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218‑ФЗ. 5.Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2022 году. Минсельхоз России. Москва, 2023.

6.Шагайда Н. Оборот сельскохозяйственных земель в России: трансформация институтов и практика. ИЭП, 2010. https://www.iep.ru/files/text/working_papers/142.pdf

7.Шагайда Н. И. Институциональные ограничения оборота сельскохозяйственных земель в России. Сб. «Правовые и экономические проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения». Материалы выездного заседания Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (совместно с бюро Отделения экономики и земельных отношений Российской академии сельскохозяйственных наук) (27–28 ноября 2008 г., Рязань). М.: Издание Совета Федерации, 2009.

8.Петриков А. В., Узун В. Я., Максимов А. Ф., Могилевцев В. И., Шагайда Н. И., Янбых Р. Г., Сарайкин В. А., Овчинцева Л. А. Механизмы устойчивого сельского развития. Часть 1. Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения. Росагрофонд, 2003.

9.Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

10. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев».

11. Постановление Правительства РФ от 15.04.1994 № 324 «О практике аграрных преобразований в Нижегородской области».

12. Постановление Правительства РФ от 27 июля 1994 г. № 874 «О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области».

13. Узун В. Я., Шагайда Н. И., Сыродоев Н. А. Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России. Москва, 1998.

Из множества проблем оборота земель сельскохозяйственного назначения выделяется одна — существование неконсолидированной и неидентифицированной в обособленных контурах долевой собственности на многоконтурные участки. Она возникла из‑за принятого в момент проведения земельной реформы механизма приватизации земель бывших колхозов и совхозов.

Несмотря на то что применение такого подхода к приватизации не ругает только ленивый в России, никто не смог за все годы с начала приватизации предложить более адекватный ее механизм. На постсоветском пространстве применялось все, что когда‑либо упоминалось в общественных дискуссиях на тему «как нужно проводить земельную реформу»: не приватизировать, а отдавать в какое‑либо пользование; отдавать не любому «колхознику», а отбирать лучших; давать не столько, сколько полагается на одного претендента или на его семью, а такими массивами, которые позволяют вести эффективное производство; давать не просто земельные массивы в пользование, но и задания по производству сельхозпродукции; давать всем поровну и понемногу, но сразу объединять в фермерские хозяйств; давать каждому индивидуальный участок или участки, если земли были разного качества, и т. д. У всех подходов были недостатки, начиная с того, что «лучшими» для эффективного производства становились почему‑то исключительно те, кто был сам каким‑либо руководителем, либо родственником руководителя, либо тем, кто мог простимулировать передачу себе больших массивов земель, — кончая тем, что нарезались участки в собственность одного лица в разных видах угодий и участках одного вида угодий, но разного качества и расположения, что обеспечило мелкоконтурность и чересполосицу в масштабах, делающих дискуссию об эффективном хозяйствовании излишней. Члены крестьянских хозяйств, не связанные родством, не могли выйти из крестьянских хозяйств огромных размеров с участком, становились вечными работниками, вне зависимости от привлекательности работы в таком хозяйстве. Участки без приватизации не могли быть объектом залога, а те, кому дали землю и задание по производству, не могли ничего изменить, чтобы повысить эффективность своего хозяйства… На этом фоне механизм в России выглядит очень разумным, даже при взгляде назад:

Для Цитирования:
Алакоз В. В., Шагайда Н. И., Земельный недострой в сельском хозяйстве, его последствия и пути исправления. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: