Дальневосточный федеральный округ (далее — ДФО) был образован Указом президента России В.В. Путина от 13.05.2000 №849. В 2018 г. в его состав были включены Республика Бурятия и Забайкальский край, ранее входившие в Сибирский федеральный округ. Сейчас ДФО включает 11 субъектов РФ, из 8 федеральных округов он является самым крупным по площади (6952,6 тыс. кв. км, или 40,6 % территории РФ) и самым малонаселенным (на 1 января 2021 г. — 8124,053 человек, или 5,56 % населения РФ). Низкая плотность населения наряду с очаговой освоенностью и суровым климатом предопределяют хронический характер проблем округа: высокая неоднородность социально-экономического развития, стагнация производственных отраслей, не связанных с освоением природных ресурсов, низкий уровень жизни и депопуляция.
Помимо этого, отмечается стягивание населения в административные центры и крупнейшие города. «Риск деформирующего воздействия агломераций особенно высок для Дальнего Востока… Переток населения северных и сельских территорий во Владивосток и другие города дальневосточного юга, стягивание в них бизнесов, рабочих мест, транспортной и социальной инфраструктуры активно идут с 1990‑х гг.» [5, с. 73]. Процесс концентрации населения в крупнейших городах ДФО определяет более высокие темпы социально-экономического развития относительно других муниципальных образований. Это накладывает отпечаток на комплекс земельных правоотношений в частности обложения земли, находящейся в собственности физических и юридических лиц [1, 3].
«Земельно-имущественный комплекс — стратегический ресурс развития города. Особое значение при этом должен иметь системный анализ формирования ЗИК, а процессы его функционирования должны быть прозрачными, эффективными с учетом развития социально-экономических возможностей и рынка недвижимости территориальных образований» [6, с. 117]. Согласно нормативно-правовой базе РФ земельный налог относится к местным налогам, что соответствует международной практике. В большинстве стран мира обложение собственников земли является важным источником доходов муниципалитетов. Но в ряде стран вместо него и налога на имущество физических и юридических лиц, как это установлено в РФ, действует объединяющий эти виды налог на недвижимость, также варьируются подходы к определению налоговой базы и необлагаемых вычетов, правила предоставления льгот, ставки и применяемые к ним коэффициенты. Во многом это — результат исторически сложившихся особенностей ведения хозяйственной деятельности, а также эволюции национальных кадастров [7, 8].