По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2305-01

Земельная политика в сфере сельскохозяйственного землепользования и организации использования сельскохозяйственных земель. Стратегия развития сельскохозяйственного землепользования в регионах Центрально-Черноземного экономического района

Алакоз В.В. старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, Москва, E-mail: alakozzem@vniiesh.ru

Длящееся долгие годы неиспользование и наполовину имеющегося потенциала продуктивных сельскохозяйственных земель связано с организацией их использования — регулированием земельных отношений и управлением использованием земельных ресурсов. Отсутствие единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, пригодных для ведения сельского хозяйства, в составе земель иных категорий, полупустой кадастр земельных участков с неточным местоположением их границ, избыточное удержание сельскохозяйственных земель в государственной и муниципальной собственности, в неразграниченной государственной собственности с широким культивированием краткосрочной аренды, неразвитый рынок сельскохозяйственных земель, избыточная концентрация сельскохозяйственных земель у отдельных физических и юридических лиц и малоземелье семейных крестьянских (фермерских) хозяйств, благоприятные условия для роста земельных рантье, ограниченный доступ к земле местных сельских жителей и другие многочисленные проблемы связаны с утратой институтов развития (землеустройство), неэффективностью управления землями сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения земель) и несовершенством земельного законодательства или его неисполнением в полной мере (провозглашения не подкреплены механизмами их реализации). В статье представлена стратегия развития земельной политики сельскохозяйственного землепользования и организации использования сельскохозяйственных земель, показаны проблемы, причины их возникновения, механизмы и инструменты их преодоления. Предложены сценарии — инерционный и целевой (приоритетный) и планы, механизмы реализации.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2023 г. № 154 «О порядке ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения».

2. Анатолий Комраков. Дикая информатизация обошлась стране в 300 миллиардов рублей // Независимая газета. — 30.08.2022³.

3. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2021 году. Приложение 1. Распределение земель Российской Федерации по категориям в разрезе субъектов Российской Федерации (на 1 января 2022 года, тыс. га).

1. Равенство организационно правовых форм хозяйствования юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия), граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя, и глав крестьянских (фермерских) хозяйств — предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица.

Съезд народных депутатов РСФСР 3 декабря 1990 г. постановлением № 397–1 «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» подтвердил развитие всех форм хозяйствования, колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций (фактически утратило силу в связи с истечением сроков действия).

Верховный Совет РСФСР законом РСФСР от 27.12.1990 № 460–1 провозгласил, что «государство содействует развитию всех форм сельскохозяйственного производства: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций, подтверждает многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности. Монополия государства на землю на территории РСФСР отменяется. Исходя из общественных интересов, государство может устанавливать предельные размеры земельных участков. Землепользователи обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие» (утратил силу — Федеральный закон от 25.10.2021 № 137‑ФЗ).

В соответствии с пп. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство «определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников». То есть без особых преференций, оказываемых государством латифундистам, агрохолдингам, осуществляющим деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, запрещенную ст. 34 Конституции Российской Федерации. Наоборот, Конституцией Российской Федерации (ст. 8) поддерживается конкуренция в экономической деятельности, а гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Для Цитирования:
Алакоз В.В., Земельная политика в сфере сельскохозяйственного землепользования и организации использования сельскохозяйственных земель. Стратегия развития сельскохозяйственного землепользования в регионах Центрально-Черноземного экономического района. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: