По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2501-01

Земельная политика, реформирование земельных отношений и земельные преобразования в 1990–2024 годы в контексте поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 18.04.2024 по итогам рабочей поездки в Ставропольский край 5 марта 2024 года

Алакоз В. В. действительный государственный советник Российской Федерации, действительный член Международной академии информатизации, старший научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», Москва, E-mail: v.v.alakoz@vniiesh.ru

Комитетом по мировой продовольственной безопасности (КВПБ) Продовольственной и Сельскохозяйственной организации ООН на заседании 11 мая 2012 года были одобрены Руководящие принципы «Ответственного управления владением и пользованием земельными, рыбными и лесными ресурсами в контексте национальной продовольственной безопасности». Эти принципы служат справочным материалом и дают рекомендации по совершенствованию управления ресурсами для обеспечения продовольственной безопасности. Управление системой владения и использования ресурсов является ключевым элементом в определении прав и обязанностей пользователей. Неэффективное управление приводит к социальной нестабильности, экологическим проблемам и экономическим потерям, а также к конфликтам из‑за коррупции или неспособности органов власти защитить права людей. Ответственное управление, напротив, способствует устойчивому социальному и экономическому развитию и созданию благоприятных условий для инвестиций.

Литература:

1. «Руководящие принципы управления земельными ресурсами». Европейская экономическая комиссия Организации Объединённых Наций. Женева, 1996. 150 стр.

2. Заявление «Социально-экономические выгоды рационального землеустройства», одобренное Комитетом по населенным пунктам ЕЭК ООН на его пятьдесят девятой сессии в сентябре 1998 г. 16 стр.

3. Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999– 2002 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 694, разработанная в соответствии с протоколом первого заседания круглого стола от 26 декабря 1997 г. № ПР — 2212 и поручением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № В4 — П1–41711. 4 «Добровольные руководящие принципы ответственного управления владением и пользованием земельными, рыбными и лесными ресурсами в контексте национальной продовольственной безопасности», одобренные Комитетом по всемирной продовольственной безопасности (КВПБ) Продовольственной и Сельскохозяйственной Организации Объединённых Наций (ООН) 11 мая 2012 г. на заседании тридцать восьмой (специальной) сессии.

Реформирование земельных отношений в России связано с передачей значительной доли сельскохозяйственных угодий колхозов и совхозов, находящихся в государственной собственности, гражданам — работникам совхозов и колхозов и социальной сферы сельских территорий в долевую собственность с формированием семейных фермерских хозяйств сельскохозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов путем реорганизации колхозов и совхозов.

В начале проведения земельных преобразований были заложены концептуальные основы реформирования земельных отношений:

— передача сельскохозяйственных земель на праве собственности тем, кто ее обрабатывает и обладает профессиональными навыками, обеспечение приоритета доступа к земле для местных жителей;

— формирование сельскохозяйственных землепользований оптимальных размеров с установлением предельных минимальных и максимальных размеров землепользования, способствующих повышению производительности труда и росту объемов производимой продукции;

— усиление стимулов к более эффективной работе и вложению средств в производство, обусловленных укреплением защиты прав землевладения (всеобъемлющий государственный кадастр недвижимости с установлением местоположения границ землевладения и землепользования, государственная регистрация прав на земельные участки);

— капитализация земель и доступ к заемным финансовым средствам. Права на землю являются важнейшим фактором, определяющим поток инвестиций и тем самым экономический рост;

— развитие земельных рынков.

В соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятым Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1990 г., для организации крестьянских хозяйств районные (городские) Советы народных депутатов создавали земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов, совхозов и других землепользователей и землевладельцев за счет:

а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли;

б) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению;

Для Цитирования:
Алакоз В. В., Земельная политика, реформирование земельных отношений и земельные преобразования в 1990–2024 годы в контексте поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 18.04.2024 по итогам рабочей поездки в Ставропольский край 5 марта 2024 года. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: