Реформирование земельных отношений в России связано с передачей значительной доли сельскохозяйственных угодий колхозов и совхозов, находящихся в государственной собственности, гражданам — работникам совхозов и колхозов и социальной сферы сельских территорий в долевую собственность с формированием семейных фермерских хозяйств сельскохозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов путем реорганизации колхозов и совхозов.
В начале проведения земельных преобразований были заложены концептуальные основы реформирования земельных отношений:
— передача сельскохозяйственных земель на праве собственности тем, кто ее обрабатывает и обладает профессиональными навыками, обеспечение приоритета доступа к земле для местных жителей;
— формирование сельскохозяйственных землепользований оптимальных размеров с установлением предельных минимальных и максимальных размеров землепользования, способствующих повышению производительности труда и росту объемов производимой продукции;
— усиление стимулов к более эффективной работе и вложению средств в производство, обусловленных укреплением защиты прав землевладения (всеобъемлющий государственный кадастр недвижимости с установлением местоположения границ землевладения и землепользования, государственная регистрация прав на земельные участки);
— капитализация земель и доступ к заемным финансовым средствам. Права на землю являются важнейшим фактором, определяющим поток инвестиций и тем самым экономический рост;
— развитие земельных рынков.
В соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятым Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1990 г., для организации крестьянских хозяйств районные (городские) Советы народных депутатов создавали земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов, совхозов и других землепользователей и землевладельцев за счет:
а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли;
б) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению;