По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Земельная аграрная политика Российского государства: от истоков до настоящего времени

Полунин Г. А. д-р экон. наук, заведующий отделом исследования экономических проблем земельных отношений в АПК, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, г. Москва, Россия
Алакоз В. В. академик МАИ, заведующий сектором оценки эффективности сельскохозяйственного землепользования, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, г. Москва, Россия
Черкашин К. И. канд. экон. наук, заведующий сектором рынка сельскохозяйственных земель, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, г. Москва, Россия

Земельный вопрос исторически для России всегда занимал особое место. Начиная с XV в. можно выделить 6 крупных земельных преобразований, проведенных в государстве, два из которых пришлись на последние 100 лет. Центральной проблемой каждой из реформ являлось перераспределение земель, наделение земельной собственностью тех, кто в ней больше всего на то время нуждался. По многим причинам на сегодняшний день данный вопрос так и не остался полностью решенным. Не доведение до логического завершения намеченных последней земельной реформой мероприятий привело к отсутствию в стране развитого цивилизованного земельного рынка, наличию значительной площади невостребованных земельных долей, неиспользуемых земельных участков, развитой спекулятивной деятельности, связанной с собственностью на землю. Ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья остались без должной защиты. Авторами рассматриваются возможные пути решения описанных проблем с учетом современного как зарубежного, так и отечественного опыта регулирования земельных отношений.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]: ред. от 21.07.2014 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136‑ФЗ [Электронный ресурс]: ред. от 03.07.2018 // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/.

3. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 №101‑ФЗ [Электронный ресурс]: ред. от 27.06.2018 // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/.

4. Ключевский В.О. Русская история: курс лекций. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. — 830 с.

5. Комов Н.В., Родин А., Алакоз В. Земельные отношения и землеустройство в России. — М.: Русслит, 1995. — 509 с.

6. Сидельников С.М. Аграрная реформа Столыпина. — М.: Издательство МГУ, 1973. — 335 с.

7. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2016 году / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. — 240 с.

8. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в российской федерации в 2016 году / Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. — М.: Росреестр, 2017. — 220 с.

9. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2005 году / Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. — М.: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, 2006. — 200 с.

10. Предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 Виктория Абрамченко награждена национальной

премией им. П.А. Столыпина «Аграрная элита России»

. Т. 1 / Федеральная служба гос. статистики. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2017. — 290 с.

11. Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года по Российской Федерации. Кн. 1 / Федеральная служба гос. статистики. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2008. — 430 с.

12. Полунин Г.А., Алакоз В.В., Черкашин К.И. Неиспользуемый земельный потенциал России и возможности продовольственного обеспечения // АПК: Экономика, Управление. — 2018. — № 6. — С. 4–16.

13. Полунин Г.А., Алакоз В.В., Носов С.И., Бондарев Б.Е., Оглезнев А.К., Черкашин К.И. Особо ценные сельскохозяйственные угодья европейской части Российской Федерации. Механизмы регулирования межотраслевого перераспределения земель сельскохозяйственного назначения // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2018. — № 5. — С. 16–27.

14. Селянский М.С. Бюджетное субсидирование сельского хозяйства с учетом его зональных особенностей // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2018. — № 4. — C. 33–38.

15. Шеломенцев В.Н. Земельно-правовое устройство Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 6 (137). — С. 43–46.

Земельная политика в России, проводимая с давних времен, ассоциируется каждый раз с очередной земельной реформой, нацеленной на решение вечных проблем: как пополнить государственную казну и справедливо наделить земельной собственностью тех, кто ее обрабатывает. Крупных земельных преобразований можно выделить шесть.

Первой крупной реформой стало введение поместной системы землепользования в XV в. во время правления Ивана III (1462–1505 гг.). Наряду с господствующей формой землевладения — вотчиной (отцовская собственность), начала формироваться поместная система землевладения. Поместья были населены свободными крестьянами, обязанными временно (до тех пор, пока земля записана за помещиком) отчислять определенную долю произведенной продукции, чаще всего натурой, но иногда и в денежном эквиваленте, в пользу помещика. Одним из ключевых итогов введения поместной системы стало закрепощение крестьян.

Вторая земельная реформа, при царствовании императрицы Екатерины II (1762–1769 гг.), закрепила права землевладельцев на фактически занятые их имениями земли. Данный шаг был продиктован стремлением государства пополнить оскудневшую тогда казну дополнительными доходами. Для этого государством проводилось межевание границ «кадастровых кварталов», но не затронуло в полном объеме межевание сложившихся к тому времени границ земельных участков каждого отдельного владения.

Третья земельная реформа 1861 г. отменила крепостное право и дала возможность крестьянам получать землю, как правило, в общинную собственность за выкупные платежи. Крестьяне за отведенный надел обязаны были отбывать в пользу помещиков повинности работою или деньгами, определяемые временными договорами на сроки не менее трех лет с возможностью их продления на очередной трехлетний период. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне для ведения хозяйственных дел составляли сельские общества, использующие сообща все угодья или часть из них. Земли выкупались или общиной, или отдельными крестьянами, а в надел включались только удобные земли (пашня, сенокос, пастбище). Общинное земледелие с переделами полей было явлением повсеместным.

Для Цитирования:
Полунин Г. А., Алакоз В. В., Черкашин К. И., Земельная аграрная политика Российского государства: от истоков до настоящего времени. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: