По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Здравоохранение России: мифы, реальность, решения

Гузель Эрнстовна Улумбекова доктор медицинских наук; председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), ответственный секретарь Российского общества по организации здравоохранения и общественного здоровья, руководитель комиссии по непрерывному медицинскому образованию Национальной медицинской палаты

Дискуссия среди организаторов здравоохранения, клиницистов и экономистов о «верном» выборе пути развития отечественной организационно-экономической модели здравоохранении становится особенно острой в период экономической стагнации экономики, когда большинство государственных социальных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, «сворачиваются» и предлагается «переложить» социальные обязательства государства на плечи населения. В статье дан критический анализ текущей ситуации в здравоохранении, многие положения которого остаются актуальными и в текущем 2016 г.

Литература:

1. Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) при рождении — это число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из некоего гипотетического поколения, родившегося при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте остается таким, как в год, для которого вычислен этот показатель. Это наиболее адекватная обобщающая характеристика соответствующего уровня смертности во всех возрастах.

2. Доклад министра здравоохранения РФ об итогах 2013 г.

3. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. — 2-е изд. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 704 с.

4. National Healthcare Quality Report 2013. — U.S. Department of health and human services. — AHRQ Publication N 14-0005. — May, 2014. Электронный доступ: www.ahrq.gov/research/findings/nhqrdr/index.html

5. Улумбекова Г.Э. Научные основы стратегии развития здравоохранения на среднесрочную перспективу: автореф. дисс. ... на соискание ученой степени канд. мед. наук. — М., 2013.

6. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2599-р «О плане мероприятий “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения”)».

7. http://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoyfederatsii-na-dolgosrochnyy-period

8. Данные по динамике ВВП, темпу роста ВВП, индексу потребительских цен, индексу-дефлятору ВВП на 2015 г. представлены согласно Минэкономразвития от 16 февраля 2015 г. (http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/macro/prognoz/20150216).

9. http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21297

10. http://audit.gov.ru/press_center/news/18265

композитор Г. Свиридов

Первое распространенное мнение заключается в том, что здоровье населения незначительно (только на 15%) зависит от деятельности системы здравоохранения, остальное определяют: образ жизни, генетические факторы и состояние внешней среды. Такое утверждение может быть верным только в том случае, когда система здравоохранения уже обеспечила максимально возможные доступность и качество медицинской помощи для населения. Так, например, было в Советском Союзе или так сегодня в «старых» странах Евросоюза (ЕС). Но если финансирование бесплатной медицинской помощи недостаточное и, как следствие, доступность медицинской помощи низкая, как это сегодня в РФ (пояснения см. далее), роль системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения существенно возрастает. В РФ на периоде 2005–2012 гг. показано, что даже минимальные вложения в увеличение государственного финансирования здравоохранения позволили существенно сократить смертность и, соответственно, увеличить ожидаемую продолжительность жизни российских граждан. В этот период снижению смертности на 1% соответствовало увеличение государственного финансирования в постоянных ценах в среднем на 2% (см. далее рис. 3). Это влияние на примере увеличения ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) наглядно показано на рис. 1.

Видно, что при государственных расходах на душу населения в диапазоне от 0 до 1950 долл. ППС (паритет покупательной способности доллара) существует прямо пропорциональная зависимость ОПЖ от этих расходов. Как следует из этого рисунка, для достижения ОПЖ в 74 года необходимо, чтобы подушевые государственные расходы на здравоохранение составляли не менее чем 1200 долл. ППС, т.е. в 1,32 раза больше расходов 2013 г. (910 долл. ППС).

Представим себе, что поэтапно будут существенно сокращены или отменены базовые достижения, которые сегодня предоставляет система здравоохранения: доступные врачи в поликлиниках, проведение вакцинации, назначения современных лекарств, оказание экстренной медицинской помощи в стационарах, и становится ясно, что за несколько месяцев существенно возрастет смертности. Именно поэтому в развитых странах из государственных источников в систему здравоохранения вкладывается более 7% валового внутреннего продукта (ВВП). В нашей стране в 2013 г. это было в 2 раза меньше — только 3,6% ВВП. Низкий запас прочности российской системы здравоохранения и сокращение государственного финансирования здравоохранения в постоянных ценах по отношению к 2013 г. (на 9% в 2014 г. и на 13% в 2015 г., а с учетом девальвации рубля — на 20%) привели к тому, что снижение смертности в 2014 г. впервые за последние 8 лет остановилось, а за I квартал 2015 г. она возросла на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (данные Росстата).

Для Цитирования:
Гузель Эрнстовна Улумбекова, Здравоохранение России: мифы, реальность, решения. Экономист лечебного учреждения. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: