Сегодня в рейтинге эффективности систем здравоохранения (Bloomberg) Китай — на 20-м месте. Ожидаемая продолжительность жизни в Китае — 76,1 года. Расходы на здравоохранение в системе здравоохранения в Китае в 2014 г. составили 234 долл. США на душу населения (для сравнения: в России — 466 долл., Норвегии — 8141, США — 4541, на Украине — 103, в Индии — 23 долл. США). Основные демографические показатели и индикаторы системы здравоохранения Китая представлены в табл. 1 [3].
Основные причины смертности в Китае (данные 2012 г.) (ВОЗ) представлены в табл. 2 [4].
На протяжении столетий медицина Поднебесной была доступна только малой части населения, к которой относились богатые и облеченные властью люди. Средняя продолжительность жизни в Китае долгие годы составляла 35 лет. Несколько десятилетий назад в Китае на 1000 чел. приходилось 1,48 врача и 2,34 больничной койки. Всё изменилось только в 1950–1960 гг. Благодаря Мао Цзедуну в середине ушедшего века была создана экстенсивная система первичной медицинской помощи, опирающаяся на сельскохозяйственную общину, вытеснившая тем самым бездарных кустарей, выдававших себя за врачевателей-традиционалистов. В средних по величине городах всех провинций и автономных районов были созданы комплексные и специализированные больницы с современным оборудованием. В большинстве сельских районов была организована трехступенчатая лечебно-профилактическая сеть на уровне уезда, волости и деревни; в уездах созданы центральные уездные больницы, в волостях — волостные амбулатории, в административных деревнях — медпункты. Правительство под руководством Мао Цзедуна обладало одним очень ценным и редким достоинством: оно превосходно знало свой народ. Поэтому, рассматривая предупреждение болезней, охрану здоровья и дальнейшее развитие традиционной медицины как важную часть стратегии, китайское правительство уделяло большое внимание повсеместному созданию медицинских и здравоохранительных учреждений и подготовке медицинских кадров. В течение 50 лет после образования КНР в стране были созданы медицинские учреждения, в которых главное место и по сей день занимают санитарно-эпидемиологические станции, предназначенные для санитарного надзора и профилактики заболеваний. Сформировалась всекитайская сеть санитарного надзора и борьбы с эпидемиями. Несколько лет назад она включала более 4000 подобных учреждений. Не зря именно Китай оказался одним из первых государств, в котором полностью победили оспу, и произошло это почти на десять лет раньше, чем в большинстве развитых странах [1].
В соответствии с системой государственного медицинского обслуживания и трудового страхования, созданной в 1950-х гг., в Китае лечение рабочих и служащих осуществляется полностью за счет государства. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Именно поэтому многие работодатели предпочитают брать на работу сельских мигрантов. Следует отметить, что около 80 % капиталовложений в медицину направляется в городской сектор, и это притом что сельское население составляет ¾ от всех жителей Поднебесной. Поэтому зачастую сельские жители лишены возможности получения качественной медицинской помощи, а высокоспециализированное здравоохранение для них практически недоступно. Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7000 юаней (около 1000 долл. США), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина [2].
Сами китайцы обращают внимание на дороговизну медицинского обслуживания и лекарств. Так, среднестатистический китаец тратит в месяц на медицинское обслуживание около 12 % своего дохода, что уступает по затратам только питанию и проживанию. Широко известное у нас выражение «если насморк лечить, он пройдет за неделю, а если не лечить, то за 7 дней» в Китае приобретает несколько иное значение. Насморк там не лечат вообще или лечат прогулками на свежем воздухе, равно как и простудные заболевания. В Китае дешевле не болеть вовсе [2].
В ноябре 2016 г. в Китайской академии управления состоялось выступление Генерального директора ВОЗ Маргарет Чен, во время которого она остановилась на новых для Китая проблемах. После длительного периода массового голодания наступила эпоха массового чревоугодия. Потребление мясных и молочных продуктов выросло в 2 раза, что привело к проблеме ожирения, о которой китайцы раньше не слышали вовсе. Выросла заболеваемость сахарным диабетом, который у жителей Азии протекает тяжелее и агрессивнее, чем у европейцев. Сегодня в Китае крупнейшая в мире эпидемия диабета: им болеют 12 % взрослого населения, и эта цифра продолжает расти с ужасающей скоростью.
Также в своем выступлении госпожа Чен сделала акцент на нехватку в Китае врачей общей практики и обратила внимание на необходимость формирования кадрового резерва хорошо подготовленных и мотивированных врачей общей практики, которые и лечат, и занимаются профилактикой. Они также лучше других могут выявить заболевание на ранних этапах до возникновения осложнений, требующих дорогостоящего лечения и длительного пребывания в стационаре [1].
Частный сектор здравоохранения в Китае занимает менее 10 %, львиную долю коммерческого здравоохранения составляют учреждения и частнопрактикующие доктора традиционной китайской медицины, к которой относятся лечение травами, прижигания, дыхательная гимнастика цигун, массаж, иглоукалывание, медитация. Традиционные (народные) методы оказания медицинской помощи широко практикуются в качестве дополнения к профессиональной медицине. Прокламируется параллельное развитие китайской и западной медицины, использование китайских и западных лекарств. Создание частных учреждений здравоохранения позволило разгрузить очереди в государственные больницы и способствовало повышению доступности медицинской помощи для широких слоев населения.
Уже сегодня средняя продолжительность жизни китайца составляет 73 года, а на нужды здравоохранения тратится более 4,6 % ВВП. К 2020 г. Китай планирует не только обеспечить 100 % населения базовой медицинской помощью преимущественно на основе бюджетного финансирования, но и внедрить многоуровневую систему медицинского страхования. Ожидается, что значительная часть китайского народа к началу 2030-х гг. будет обеспечена страховкой, покрывающей квалифицированное лечение большинства заболеваний аналогично большинству западных стран. Председатель Си Цзиньпин в своем выступлении на Национальной конференции по здравоохранению подчеркнул, что без обеспечения здоровья для всех людей невозможно построить благополучное общество. Он поставил вопрос здоровья в центр всей системы разработки политических решений в стране. В результате систематический учет вопросов здоровья при принятии любых решений стал официальной политикой правительства [2].
Китайский фармацевтический рынок остается одним из самых быстрорастущих: прогнозируется, что к 2020 г. его объем достигнет 167 млрд долл. США — в 2015-м речь шла о 108 млрд долл. Между тем правительство Поднебесной продолжает изменять правила игры, желая контролировать увеличивающиеся расходы на здравоохранение. В итоге западным производителям лекарств и локальным компаниям приходится непросто [1].
Согласно оценкам специалистов Fitch Ratings, Китай продолжает быть страной, которая опирается по большей части на препараты-дженерики, вклад которых составляет почти 85 % всей национальной торговли медикаментами. Это хорошо для отечественной промышленности, однако государственный совет выпустил рекомендации, которые насаждают более жесткие стандарты на дженерики [2].