В современных условиях развития системы школьного образования качественное усвоение образовательной программы обучающимися приобретает особую актуальность. На протяжении многих десятилетий отечественными и зарубежными учеными исследовались факторы, определяющие успешность процесса обучения в школе: экологические, социокультурные, средовые, генетические, педагогические, психологические (М. М. Безруких, 2001; Л. Ф. Игнатова, 2006; И. К. Рапопорт, 2006; С. Ю. Дегтев, 2007; М. Т. Кочеткова, 2009; Л. А. Головей, 2011; А. П. Чернявская, 2013; З. А. Овчинникова, 2015; J. Lave, E. Wenger, 1991; D. Schunk, B. Zimmerman, 1994; F. Newmann et al., 1996, и др.). Большое количество работ посвящено изучению влияния состояния здоровья школьников на успешность школьного обучения [2, 6, 10].
Целью настоящего исследования стал анализ взаимосвязи здоровья детей и их успешности обучения в школе.
Проанализированы данные доступной литературы по вопросу взаимосвязи показателей состояния здоровья школьников и их успешности обучения. Оценивались данные как психического, так и соматического здоровья. Всего анализу подвергнуто одиннадцать литературных источников.
Анализ данных литературы показывает, что наиболее часто встречающиеся трудности в обучении связаны с нарушениями психического развития детей. В процессе обучения у обучающихся может выявляться задержка психического развития в виде нарушения формирования таких навыков, как дисграфия, дислексия и дискалькулия.
Выявление задержки формирования перечисленных навыков в большинстве случаев не означает, что ребенок не преодолеет с успехом возникающие у него трудности в процессе обучения, и к тому же не могут выступать как диагноз [7].
В ряде работ не только приводятся доказательства наличия взаимосвязи между уровнем психического развития школьников и их успеваемостью, но и предлагаются способы прогнозирования успешности обучения на основе данных о психическом развитии школьника. Отсюда прямо вытекает необходимость введения тотальной ранней комплексной медико-психологической диагностики с формированием антропо-психо-физиологического паспорта каждого дошкольника с четкими рекомендациями по наиболее оптимальному режиму его психолого-педагогического сопровождения особенно в предшкольный и начальный школьный период [5, 9].