По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.95:371.71

Здоровье школьника как фактор успешности или неуспешности в обучении

Рябова Ирина Викторовна канд. мед. наук, заведующий лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), г. Москва, e-mail: RyabovaI@mgpu.ru
Соболевская Татьяна Александровна канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), г. Москва, e-mail: SobolevskayaTA@mgpu.ru
Степанов Сергей Юрьевич д-р психол. наук, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), г. Москва, e-mail: stepanovs@mgpu.ru
Семенова Елена Николаевна директор Государственного бюджетного образовательного учреждения Школа № 2051 города Москвы, г. Москва, e-mail: ens1934@yandex.ru

В статье приводятся данные о влиянии фактора здоровья на успешность обучения. Обоснована необходимость разработки новой системы психологических технологий помощи неуспевающим школьникам с нарушениями здоровья.

Литература:

1. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Модестов А. А., Косова С. А., Бондарь В. И., Волков И. М. Заболеваемость детского населения России. — М.: ПедиатрЪ, 2013. — 280 с.

2. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. — М.: Эксмо, 2009. — 464 с.

3. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 123 с.

4. Кучма В. Р. Доклад «Здоровье детей, формирование здорового образа жизни детского населения — основная цель, содержание и ожидаемые результаты десятилетия детства (2018– 2027 гг.)». Итоги международной научно-практической конференции «Гигиена XXI века: проблемы и перспективы», посвященной 100-летию со дня образования ВГМУ им. Н. Н. Бурденко и кафедры общей гигиены в рамках «Недели гигиенического образования» 18 мая 2018 года, Воронеж // URL: http://vrngmu.ru/news/2018-god/15632/.

5. Потанина А. Ю. Нейропсихологические и социальные факторы трудностей обучения в начальной школе и их коррекция. автореф. дисс. … канд. психол. наук. — Томск, 2012. — 20 с.

6. Рапопорт И. К. Состояние здоровья московских школьников в динамике обучения с первого по одиннадцатый класс // Материалы научно-практической конференции «Безопасная образовательная среда в современной школе». — М.: МПГУ, 2016. — С. 45–51.

7. Сетко Н. П., Сетко А. Г., Каримова Л. Н., Валова А. Я. Методические основы диагностики ранних нарушений здоровья детей и подростков в условиях воздействия факторов среды обитания // ЗНиСО. — 2011. — № 10. — С. 28–30.

8. Степанов С. Ю. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации: монография / авт. кол.: С. Ю. Степанов, И. В. Рябова, Т. А. Соболевская и др.; под ред. С. Ю. Степанова. — М.: МГПУ, 2017. — 292 с.

9. Степанов С. Ю., Соболевская Т. А., Рябова И. В., Нежкина Н. Н., Нехорошева Е. В., Чистякова Ю. В. К разработке системы психолого-педагогических технологий повышения успеваемости школьников с проблемами здоровья // Современное образование. — 2018. — № 3. — С. 51–60.

10. Сухарева Л. М. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) / Л. М. Сухарева, И. К. Рапопорт, М. А. Поленова // Здоровье населения и среда обитания. — 2014. — № 3 (252). — С. 28–30.

11. Неделько В. П., Руденко С. А. Влияние состояния здоровья школьников на их учебную успеваемость // ЗР. — 2014. — № 2 (53) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sostoyaniyazdorovya-shkolnikov-na-ih-uchebnuyu-uspevaemost.

В современных условиях развития системы школьного образования качественное усвоение образовательной программы обучающимися приобретает особую актуальность. На протяжении многих десятилетий отечественными и зарубежными учеными исследовались факторы, определяющие успешность процесса обучения в школе: экологические, социокультурные, средовые, генетические, педагогические, психологические (М. М. Безруких, 2001; Л. Ф. Игнатова, 2006; И. К. Рапопорт, 2006; С. Ю. Дегтев, 2007; М. Т. Кочеткова, 2009; Л. А. Головей, 2011; А. П. Чернявская, 2013; З. А. Овчинникова, 2015; J. Lave, E. Wenger, 1991; D. Schunk, B. Zimmerman, 1994; F. Newmann et al., 1996, и др.). Большое количество работ посвящено изучению влияния состояния здоровья школьников на успешность школьного обучения [2, 6, 10].

Целью настоящего исследования стал анализ взаимосвязи здоровья детей и их успешности обучения в школе.

Проанализированы данные доступной литературы по вопросу взаимосвязи показателей состояния здоровья школьников и их успешности обучения. Оценивались данные как психического, так и соматического здоровья. Всего анализу подвергнуто одиннадцать литературных источников.

Анализ данных литературы показывает, что наиболее часто встречающиеся трудности в обучении связаны с нарушениями психического развития детей. В процессе обучения у обучающихся может выявляться задержка психического развития в виде нарушения формирования таких навыков, как дисграфия, дислексия и дискалькулия.

Выявление задержки формирования перечисленных навыков в большинстве случаев не означает, что ребенок не преодолеет с успехом возникающие у него трудности в процессе обучения, и к тому же не могут выступать как диагноз [7].

В ряде работ не только приводятся доказательства наличия взаимосвязи между уровнем психического развития школьников и их успеваемостью, но и предлагаются способы прогнозирования успешности обучения на основе данных о психическом развитии школьника. Отсюда прямо вытекает необходимость введения тотальной ранней комплексной медико-психологической диагностики с формированием антропо-психо-физиологического паспорта каждого дошкольника с четкими рекомендациями по наиболее оптимальному режиму его психолого-педагогического сопровождения особенно в предшкольный и начальный школьный период [5, 9].

Для Цитирования:
Рябова Ирина Викторовна, Соболевская Татьяна Александровна, Степанов Сергей Юрьевич, Семенова Елена Николаевна, Здоровье школьника как фактор успешности или неуспешности в обучении. Санитарный врач. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: