По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.8 DOI:10.33920/nik-02-2111-02

Здоровье и болезнь в контексте медицинского и духовно-экологического дискурсов

Розин Вадим Маркович главный научный сотрудник Института философии РАН, д-р филос. наук, проф., Россия, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, эл. адрес: rozinvm@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4025-2734

Автор рассматривает сложную проблему различения здоровья и болезни по отношению к человеку, показывает, что два эти противоположные состояния, как правило, определяются друг относительно друга. Здоровый в одном из своих значений — это не больной, а больной — не здоровый. Кроме того, здоровье — норма, а болезнь — отклонение от нее. В статье сделана попытка на основе процедур проблематизации, осуществленных М. Фуко, на основе собственных размышлений выделить признаки первого и второго состояния.

Литература:

1. Витулкас Д. Новая модель здоровья и болезни. — М.: Издательская группа «АРиНА», 1997. — 308 с.

2. Ганеман С. Органон врачебного искусства. — М., Фирма «Атлас», 1992. — 126 с.

3. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго [Текст] / Борис Пастернак. — 2. print. — Ann Arbor: Univ. of Michigan press, 1959. — 567 с.

4. Рачков В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества / В.П. Рачков. — Свердловск: Упринформпечать, 1991. — 328 с.

5. Стаф И. Медицина между взглядом и дискурсом: диагноз Мишеля Фуко [Электронный ресурс]. — URL: Стаф И. Медицина между взглядом и дискурсом: диагноз Мишеля Фуко — Электронная Библиотека культуры (gumer.info) (дата обращения: 11.06.2021).

6. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. — 2000. — № 1. — С. 65–66.

7. Jaspers K. Philosophie. Berlin — Gottingen — Heidelberg, 1956. — Bd. I. — Р. 215.

1. Vitulkas D. Novaya model' zdorov'ya i bolezni. — M.: Izdatel'skaya gruppa «ARiNA», 1997. — 308 s.

2. Ganeman S. Organon vrachebnogo iskusstva. — M., Firma «Atlas», 1992. — 126 s.

3. Pasternak B.L. Doktor Zhivago [Tekst] / Boris Pasternak. — 2. print. — Ann Arbor: Univ. of Michigan press, 1959. — 567 s.

4. Rachkov V.P. Tekhnika i yeye rol' v sud'bakh chelovechestva / V.P. Rachkov. — Sverdlovsk: Uprinformpechat', 1991. — 328 s.

5. Staf I. Meditsina mezhdu vzglyadom i diskursom: diagnoz Mishelya Fuko [Elektronnyy resurs]. — URL: Staf I. Meditsina mezhdu vzglyadom i diskursom: diagnoz Mishelya Fuko — Elektronnaya Biblioteka kul'tury (gumer.info) (data obrashcheniya: 11.06.2021).

6. Yudin B.G. Zdorov'ye: fakt, norma i tsennost' // Mir psikhologii. — 2000. — № 1. — S. 65–66.

7. Jaspers K. Philosophie. Berlin — Gottingen — Heidelberg, 1956. — Bd. I. — R. 215.

«Здоровье, — читаем в "Толковом словаре", — нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма». Болезнь — «уклонение от нормы, расстройство». Правда, Ману Котхари и Лопа Мехта пишут, что «медицина не смогла определить, что составляет норму, будь то содержание сахара в крови или кровяное давление» [1, с. 49]. Несмотря на действительные трудности определения нормы, врачам приходится пользоваться подобной мерой, в противном случае как бы они принимали практические решения, например, выписывали бюллетени, направления в больницы и прочее.

Выздоровление в этой схеме понимается как возвращение к нормальному состоянию, осуществляемое с помощью специалиста, врача. При этом медицинская помощь подразумевает применение особой технологии — лечения, направленного на тело или психику (душу) больного. Предполагается, что последний должен прежде всего не мешать врачу, который, подобно автомеханику, ищет в машине поломку. Д. Витулкас, цитируя Блюма (1960) и Карлсона (1975), формулирует этот подход так: «Больной рассматривается как пассивный объект вмешательства, желательно без помех или сопротивления, поскольку доктору лучше знать»; «Больной рассматривается как отказавший механизм, и работа клиники или больницы заключается в том, чтобы классифицировать, ограничить и сделать неподвижным “больного”» [1, c. 38–39].

Второй смысл медицинской концептуализации здоровья ввел Мишель Фуко в своей известной книге «Становление клиники». Анализируя эту работу, И. Стаф пишет: «Безусловно, такова лишь самая общая, приблизительная схема, намеченная Фуко в первую очередь на французском материале; однако уже она позволяет понять, какие социальные последствия имело становление клинической медицины. Взгляд врача наделяется властью отличать патологию от нормы, здоровье от отклонения. Отныне медицина не сводится к совокупности врачебных практик, она несет знание о здоровом человеке, и ее задача — распространять это знание в обществе. У врачевания появляется новая ипостась: здравоохранение. В конце XVIII столетия во Франции разрабатываются правила здоровой жизни для каждой провинции, эти правила зачитывают во время проповедей, месс, празднеств и иных социальных ритуалов. В самом начале революции Ж.-Ж. Менюре призывает к созданию общенациональной, государственной медицины, которая бы представляла собой плоть от плоти социального порядка. Революционный миф об идеальном обществе вобрал в себя идею всеобщего здоровья, расцветающего под тотальным и неусыпным контролем медицины. По сути, она сделалась важной составной частью идеологии, вытеснив и отчасти подменив прежнюю основу общественной морали, религию: врачи приобрели статус „духовников тела“.

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, Здоровье и болезнь в контексте медицинского и духовно-экологического дискурсов. Ученый совет. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: