По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.727

Заявка «под ключ»

П.В. Ерин эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Автор разъясняет, чем руководствоваться заказчику при составлении заявки на приобретение проектной документации на строительство дошкольного образовательного учреждения, чтобы не нарушить требования Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» и от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в то же время получить объект, соответствующий понятию «под ключ».

Заказчику необходимо заказать проектную документацию на строительство дошкольного образовательного учреждения. В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства «под ключ», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147, строительство таких объектов осуществляется как единый непрерывный процесс создания готовой строительной продукции.

На сегодняшний день законодательством Российской Федерации не установлено критериев технологической и функциональной связи товаров, работ, услуг, а также требований, которые влекут ограничение числа участников или конкуренции. Вместе с тем выполнение работ, оказание услуг и поставка товаров в ходе непрерывного комплексного процесса не свидетельствуют об их функциональной или технологической связанности и правомерности объединения в одну закупку (один лот).

По мнению контролирующих органов, заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке поставку и монтаж оборудования, функционально и технологически связанного с таким объектом. На поставку мебели и оборудования, предусмотренных проектом и не требующих монтажа одновременно с возведением объекта, необходимо проводить отдельную закупку.

В то же время проектные организации при подготовке проектной документации используют в том числе и требования СанПиН (например 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»), предусматривающие оборудование таких организаций определенной мебелью и инвентарем.

Разберемся, как правильно составить заявку на приобретение проектной документации, не нарушая требований Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» и от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции».

В первую очередь отметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) устанавливает некоторые ограничительные требования применительно к описанию заказчиком объекта закупки. Такое описание должно носить объективный характер, в него не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Однако этот закон не устанавливает ограничений в отношении выбора заказчиком объекта закупки как такового, то есть товара, работы или услуги, которые будут предметом контракта, заключенного в соответствии с названным законом. Как следует из положений Закона № 44-ФЗ (в частности из ст.ст. 12, 13, ч.ч. 1 и 2 ст. 33 этого закона), заказчик самостоятельно формирует предмет закупки, определяя, какие товары, работы, услуги (или сочетание товаров, работ, услуг) в наибольшей мере отвечают его потребностям. Такой же подход существовал применительно к положениям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), утратившего силу с 01.01.2014, который имел по существу аналогичную сферу правового регулирования. Например, в письме Минэкономразвития России от 16.01.2015 № Д28и-71 отмечается, что заказчик формирует предмет заказа самостоятельно с учетом требований антимонопольного законодательства, исходя из собственных нужд. А суды неоднократно указывали, что задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации федеральных целевых программ (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 № 11604/12).

Для Цитирования:
П.В. Ерин, Заявка «под ключ». Юрисконсульт в строительстве. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала