В самом начале экскурсии по Старому Демидовскому заводу посетитель узнает, что Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод строился в XVIII веке как вододействующее предприятие, знакомится с плотиной на реке Тагил, с вешнячным и рабочими прорезами. [1, С. 40]. Затем внимание посетителя захватывают доменные и мартеновская печи, экспозиция подвижного состава, ажурные фермы прокатного и мартеновского цехов, стильный модерн электростанции, пролеты механического цеха... За объемом информации постепенно размываются представления о первоначальной энергетической базе завода, поскольку подводящие и отводящие воду каналы проходят в нижнем уровне территории, они не видны. При этом каналы являются ключевыми элементами гидросистемы, которая обеспечивала движение водяных колес в XVIII и XIX вв.
Суть сохранения Старого Демидовского завода как музея во многом предполагает выявление историко-технической информации для восстановления картины технологического развития объекта, олицетворяющего отечественные инженерные достижения в металлургии, благодаря которым Россия стала самостоятельным обороноспособным государством, с которым стали считаться во всем мире.
Заводская гидросистема — это не только плотина, рабочий и вешнячный прорезы, это еще и сложная система каналов, которые подводили воду от рабочего ларя к действующим механизмам, а также отводили отработавшую воду.
Сотрудники музея-заповедника ведут работу по выявлению и картографированию всех элементов гидросистемы завода. Проходят дискуссии по обоснованию статуса гидросистемы как объекта культурного наследия в составе комплекса всего демидовского завода. С этой целью изучается её строение, проводится сверка и обследование объектов на местности с имеющимися в распоряжении исследователей техническими материалами, выявление узлов управления системой, а также реконструкция ее технических параметров и возможностей.
В 1989 г., в момент передачи завода в состав Нижнетагильского музея-заповедника о наличии подземных каналов особенно не задумывались. Но их выявление было вопросом времени. Водяной ларь был остановлен в 1957 г. Преемственности информации по старому водохозяйству и его инфраструктуре не произошло, сначала в связи с отсутствием необходимости, затем в связи с утратой сведений — сменились поколения, память рассеялась. Музейные специалисты в первые десятилетия работы были вынуждены отложить этот вопрос на неопределенный срок.