Налоговые споры – переданное на рассмотрение уполномоченного юрисдикционного органа разногласие сторон правоотношения, связанного с исчислением и уплатой налогов; по поводу их взаимных прав и обязанностей, а также условий их реализации, требующее его разрешения на основе правовой оценки действительности предполагаемых прав сторон и проверки законности действий властно уполномоченной стороны [4; стр. 16].
В настоящее время в зарубежных странах появляется тенденция закрепления принципов обжалования решений налоговых органов в налоговом законодательстве. Каждое государство применяет индивидуальный подход в урегулировании налоговых споров. Этот факт позволяет, с одной стороны, – провести сравнительный анализ в подходах решения споров разных стран; с другой стороны – возможность исключить неэффективные способы урегулирования споров и использовать зарубежный опыт в целях повышения результативности разрешения налоговых споров.
Рассматривая права налоговых органов в зарубежных странах, таких как Германия, Япония и Италия, и сравнивая с российской практикой, можно выявить следующее сходство – налоговые органы вправе проводить выездные и камеральные налоговые проверки во всех выше названных странах.
В странах Зарубежья налоговые органы имеют право осуществлять мероприятия налогового контроля без уведомления налогоплательщиков. В Российской Федерации данные мероприятия без соответствующего извещения будут считаться незаконными (п. 2 ст. 89 НК РФ и пп. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).
Можно отметить, что в странах дальнего Зарубежья существует множество видов налоговых проверок. Так, в Канаде, налоговая служба имеет право осуществлять следующие виды налоговых проверок: общая проверка; комбинированная проверка (один налоговый инспектор проверяет правильность исчисления всех косвенных налогов); случайная проверка (налоговая проверка производится внезапно, без уведомления налогоплательщика) и интегрированная проверка (идентична комбинированной, но принимают участие несколько инспекторов).