По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.22

Зарубежный опыт урегулирования налоговых споров

К.Д. Катаева Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург
М.М. Шадурская канд. экон. наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

В данной статье показан опыт зарубежных стран в части обжалования решений налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Затронута процедура урегулирования налоговых споров и действия (бездействия) налоговых органов. Проведено сравнение зарубежного и российского налогового законодательства.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями на 1 июня 2016 г. – М.: Эксмо, 2016. – 1120 с. – (Все кодексы РФ).

2. Арбитражный Процессуальный кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37800/

3. Корзун С.Ю. Защита прав налогоплательщиков в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право // М. – 2008. – № 11.

4. Орахелашвили Д.Б. Понятие налоговых споров и отдельные направления их разрешения в Российской Федерации. – Москва. – 2004.

5. Споры в сфере налогообложения / Юридический центр Pravogroup [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// pravogroup.ru.

Налоговые споры – переданное на рассмотрение уполномоченного юрисдикционного органа разногласие сторон правоотношения, связанного с исчислением и уплатой налогов; по поводу их взаимных прав и обязанностей, а также условий их реализации, требующее его разрешения на основе правовой оценки действительности предполагаемых прав сторон и проверки законности действий властно уполномоченной стороны [4; стр. 16].

В настоящее время в зарубежных странах появляется тенденция закрепления принципов обжалования решений налоговых органов в налоговом законодательстве. Каждое государство применяет индивидуальный подход в урегулировании налоговых споров. Этот факт позволяет, с одной стороны, – провести сравнительный анализ в подходах решения споров разных стран; с другой стороны – возможность исключить неэффективные способы урегулирования споров и использовать зарубежный опыт в целях повышения результативности разрешения налоговых споров.

Рассматривая права налоговых органов в зарубежных странах, таких как Германия, Япония и Италия, и сравнивая с российской практикой, можно выявить следующее сходство – налоговые органы вправе проводить выездные и камеральные налоговые проверки во всех выше названных странах.

В странах Зарубежья налоговые органы имеют право осуществлять мероприятия налогового контроля без уведомления налогоплательщиков. В Российской Федерации данные мероприятия без соответствующего извещения будут считаться незаконными (п. 2 ст. 89 НК РФ и пп. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Можно отметить, что в странах дальнего Зарубежья существует множество видов налоговых проверок. Так, в Канаде, налоговая служба имеет право осуществлять следующие виды налоговых проверок: общая проверка; комбинированная проверка (один налоговый инспектор проверяет правильность исчисления всех косвенных налогов); случайная проверка (налоговая проверка производится внезапно, без уведомления налогоплательщика) и интегрированная проверка (идентична комбинированной, но принимают участие несколько инспекторов).

Для Цитирования:
К.Д. Катаева, М.М. Шадурская, Зарубежный опыт урегулирования налоговых споров. Юрист ВУЗа. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: