По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631/.639+004.9:338.43.02 DOI:10.33920/sel-03-2303-06

Зарубежный опыт управления в сфере аграрного развития: история, современное состояние, влияние цифровизации

И. Л. Ковалёв науч. сотр., РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», Республика Беларусь, г. Минск, e-mail: olbosigor@mail.ru
М. Н. Костомахин канд. техн. наук, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», Россия, г. Москва, ORCID: 0000-0003-1126-7520

Цель работы – проанализировать зарубежный опыт управления в сфере аграрного развития: историю, современное состояние, влияние цифровизации. В статье описан ряд высокоперспективных современных направлений в развитии сельского хозяйства в мире. На сегодняшний день в европейских странах все еще доминирует централизованная модель управления в развитии сельских территорий и агробизнеса, при всем этом современный общий подход политики ЕС и других европейских стран, не входящих в этот союз, в региональном развитии состоит, прежде всего, в передаче как можно большего объема функций управления на уровень региона. Такой подход характерен и отечественной модели политики аграрного развития. Важнейшим и действенным инструментом (направлением) модернизации любых из известных систем управления в современном мире является их цифровизация. Не будет исключением и цифровизация управления в аграрной сфере на всех уровнях от государственного и до субъекта малого агробизнеса. Дальнейшая цифровая трансформация управления в отечественном сельском хозяйстве представляет собой более высокий уровень цифровой интеграции, который затрагивает сложнейшие организационные изменения в государственных структурах и агробизнесе. Итоги реализации этих задач способны кардинально повлиять на рост прибыли в аграрном бизнесе, конкурентоспособность продукции и позволит в целом сельскохозяйственной отрасли выйти на современные мировые технологические рубежи.

Литература:

1. Клочков А. В. Служба Экстеншн в сельском хозяйстве США / А. В. Клочков, А. В. Хомутов // Наше сельское хозяйство. – 2021. – № 9 (257). – С. 118–121.

2. Ковалёв И. Л. Векторы развития и зарубежный опыт автоматизации, информатизации, цифровизации в агропромышленном комплексе / И. Л. Ковалёв // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. – 2020. – № 7. – С. 20–31.

3. Ковалёв И. Л. Использование технологий прецизионного животноводства в Республике Беларусь: факты, опыт, перспективы (обзор) / И. Л. Ковалёв, М. Н. Костомахин // Главный зоотехник. – 2022. – № 6 (227). – С. 41–55. DOI: 10.33920/sel-03-2206-05.

4. Ковалёв И. Л. Мировые тенденции в сельскохозяйственном машиностроении и направления технико-технологической модернизации растениеводства в Республике Беларусь / И. Л. Ковалёв // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. – 2020. – № 3. – С. 28–44.

5. Ковалёв И. Л. Перспективы диджитализации производственного сектора АПК Белоруссии / И. Л. Ковалёв // Агробизнес: экономика – оборудование – технологии. – 2019. – № 5. – С. 22–32.

6. Ковалёв И. Л. Digital-трансформация как катализатор инновационных процессов в экономике // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. – Вып. 2. – Ч. 1; отв. ред. В. И. Герасимов. – М., 2019. – С. 374–380.

7. Математическое моделирование процессов теплообмена в коровнике для теплого периода / В. Г. Борулько, Ю. Г. Иванов, Д. А. Понизовкин и др. // Доклады Национальной академии наук Республики Казахстан. – 2021. – № 4 (338). – С. 37–42.

8. О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (к «правительственному часу» 502го заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 31 марта 2021 г.) // Аналитический вестник. – 2021. – № 9 (769). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://council.gov. ru/media/files.

9. Официальный сайт Docs.cntd. ru – электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». Стратегия социальноэкономического развития Ростовской области на период до 2030 года. Постанов. Правительства Ростовской обл. № 864 утвержд. от 26.12.2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. donland.ru/documents/10066/.

10. Пшихачев С. М. Сельское хозяйство США: основные тенденции развития и эколого-экономическая устойчивость отрасли / С. М. Пшихачев. – М.: Изд-во ВИАПИ, 2011. – 442 с.

11. Пшихачев С. М. Цифровая трансформация агропродовольственной системы: глобальные вызовы / С. М. Пшихачев // Национальные приоритеты и безопасность: сб. науч. тр. по мат-м Междунар. науч.-практ. конф. (15–16 октября 2020 г.). – ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский государственный университет имени В. М. Кокова, 2020. – С. 213–221.

12. Системы корпоративного управления в сфере АПК с использованием информационных технологий и их модернизация / И. Л. Ковалёв, А. П. Такун, С. П. Такун, М. Н. Костомахин // Главный зоотехник. – 2020. – № 2. – С. 51–63. DOI: 10.33920/sel-03-2002-07.

13. Bobbio L. I governi locali nelle democrazie contemporanee / L. Bobbio. – Editori Laterza, Bari, 2002. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.laterza.it/scheda-libro/?isbn=9788842065241.

14. Mantino F. Le politiche nei paesi a forte decentramento: i casi di Italia e Germania / F. Mantino // paper presentato al Seminario INEA su Sviluppo rurale, Governance e Programmazione 2007–2013, Roma, 19–20 luglio, 2006. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. fao.org/3/i2001r/i2001r.pdf.

15. Mantino F. Lo sviluppo rurale in Europa: politiche, istituzioni e attori locali dagli anni ‘70 ad oggi / F. Mantino. – Milano : Edagricole, 2008 – 300 p.

16. Mantino F. The vertical coordination in the rural governance / F. Mantino // Proceedings of the International Conference OCDE “Designing and implementing rural development policies”. – Oaxaca, Mexico, 7–8 Aprile, 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oecd.org/regional/regional-policy/Designing-and%20Implementing-Rural-Development-Policies. pdf.

17. Pokładowe mierniki-wskaźniki do monitorowania stanu technicznego ciągników energochłonnych / N. M. Kostomakhin, V. I. Tseiko, M. N. Kostomakhin at al. // Проблемы интенсификации животноводства с учетом охраны окружающей среды и производства альтернативных источников энергии, в том числе биогаза; под науч. ред. Вацлава Романюка. – Варшава, 2021. – С. 71–82.

18. The New Rural Paradigm: Policies and Governance, OECD Publications, Paris, 2006. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. oecd.org/regional/regional-policy/thenewruralparadigmpoliciesandgovernance.htm.

Актуальность темы. Детальное изучение зарубежного опыта работы территориальных органов управления в сфере сельского хозяйства совершенно однозначно свидетельствует о том, что для большинства развитых стран типичен многоуровневый характер управления, который сам по себе подразумевает распределение различных полномочий и функций между различными уровнями власти, но не в иерархическом порядке, а именно в логичном порядке на основе зависимости между различными уровнями и субъектами отношений, в котором каждый участник привносит свою долю специфических ресурсов и знаний [7, 17].

Широчайший многолетний опыт управления в аграрной сфере различных стран определенно показывает, что существуют многочисленные затруднения и помехи в деле создания конкретной и оптимально действенной многоуровневой координации [15, 18].

Для четкого представления и глубокого понимания многоуровневого управления сперва важно определить задействованные уровни и также очертить круг основных участников (субъектов), вовлеченных в непосредственное участие в данных процессах управления [15, 16, 18].

Цель работы – проанализировать зарубежный опыт управления в сфере аграрного развития: историю, современное состояние, влияние цифровизации.

Результаты анализа и их обсуждение. В принципе, на данном этапе можно определить и выделить как минимум четыре таких основных уровня (табл.).

Кратко остановимся на промежуточном (субрегиональном) уровне, он чаще всего отождествляется именно с конкретной административной единицей деления, установленной на рассматриваемой территории, но при этом местный уровень не обязательно тесно связан или вообще связан с административным образованием.

В следующий термин «местный или локальный» в большей степени вкладывается смысл «местного значения; ограниченного, местного характера или влияния на что-то». По сути, термин «местный или локальный» становится практически синонимом таких терминов, применяемых к административному делению, как «коммунальный, провинциальный, муниципальный, уровень района, округа, села, деревни и т. п. (например, districts в Великобритании)». Если же отойти от этой логики административного деления, то это, как правило, ограниченные по размерам территории, в рамках которых специфические, особые и даже уникальные агентства (ассоциации, организации, учреждения, представительства и т. п.), имеющие интерес к сотрудничеству, и те агентства, которые уже реализуют различные проекты по развитию сельских территорий, проекты экологической направленности и другие инициативы, планы и программы касательно самого широчайшего развития аграрной сферы. В таком варианте термин «местный или локальный» уже может означать определенную совокупность как частных, так и общественных участников (субъектов) отношений для продвижения самых различных и широких видов партнерств.

Для Цитирования:
И. Л. Ковалёв, М. Н. Костомахин, Зарубежный опыт управления в сфере аграрного развития: история, современное состояние, влияние цифровизации. Главный зоотехник. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: