По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Зарубежный опыт организации аграрного образования и задачи кадровой политики АПК России в условиях внешних вызовов (часть 1)

Гусев Александр Сергеевич аналитик научно-исследовательской лаборатории проблем комплексного развития человеческого капитала в сельском хозяйстве, E-mail: a.s.gusev@vniiesh.ru, отдел социального развития сельских территорий, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ
Новиков Владимир Геннадьевич д-р экон. наук, профессор, гл. научный сотрудник, E-mail: 2v.g.novikov@vniiesh.ru, отдел социального развития сельских территорий, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ
Новичков Николай Владимирович д-р экон. наук, гл. научный сотрудник, E-mail: novichkov@gmail.com, отдел социального развития сельских территорий, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ

В настоящей статье авторы предприняли попытку рассмотреть особенности аграрного образования на примере ряда стран, которые успешно справляются с вызовами, возникающими в сельском хозяйстве, и внедряют современные технологии для расширения подходов к обучению и повышению его эффективности. В качестве примеров были выбраны такие страны, как США, Нидерланды, Норвегия, Китай и др. В статье проанализирована структура аграрного образования и роль различных ступеней обучения в подготовке квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса. Особое внимание уделяется формату дуального обучения, который позволяет студентам сочетать теоретические знания с практическими навыками в условиях реального производства. Авторы также акцентируют внимание на принципах устойчивого сельского развития, поддержке биоразнообразия и необходимости климатического и демографического прогнозирования для эффективной подготовки специалистов. Выявленные тенденции и модели организации агрообразовательных систем в зарубежных странах могут служить основой для формирования кадровой политики АПК России в условиях современных вызовов, что подчеркивает важность интеграции международного опыта в национальную систему аграрного образования.

Литература:

1. Agricultural Education Division. Indian Council of Agricultural Research [Электронный ресурс]. — URL: https://icar.org.in/agricultural-education-division/ agricultural-education-division (дата обращения: 10.10.2024).

2. Agricultural Education Grants. Northeast Agriculture [Электронный ресурс]. — URL: https://www.northeastagriculture.org/agricultural-education-grants/what-is-agricultural-education/ (дата обращения: 15.09.2024).

3. Dr. Wm. Jay Jackman, CAE. Agricultural Education in the United States. The National Association of Agricultural Educators (NAAE) [Электронный ресурс].— URL: https://www.naae.org/advocacy/profiles/ag-ed-nationwide.pdf.

4. ICAR Annual Report 2020-21. Indian Council of Agricultural Research [Электронный ресурс]. — URL: https://icar.org.in/sites/default/files/ICAR-AR-2020English.pdf (дата обращения: 15.10.2024).

5. NAAE. (2020). What is Agricultural Education? The National Association of Agricultural Educators (NAAE) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.naae.org/whatisaged/.

6. National Education Policy (2020). Ministry of Human Resource Development, Government of India [Электронный ресурс]. — URL: https://www.education.gov.in/shikshakparv/docs/Inclusive_Education.pdf? (дата обращения: 20.10.2024).

7. Organisation of the Education System and its Structure in Norway // Eurydice [Электронный ресурс]. — URL: https://eurydice.eacea.ec.europa.eu/ national-education-systems/norway/organisation-education-system-and-its-structure (дата обращения: 20.09.2024).

8. Rana, N., Agnihotri, M. K., Agrawal, R. C. (2020). Landscape of Higher Agricultural Education in India 2020. Agricultural Education Division, Indian Council of Agricultural Research, KrishiAnusandhanBhavan-II, Pusa, New Delhi 110012.

9. Strategy Paper — Print Version 27062022. National Academy of Agricultural Research Management [Электронный ресурс]. — URL: https://naarm.org.in/wp-content/uploads/2022/08/Strategy-Paper-_-Print-Version-27062022.pdf (дата обращения: 05.10.2024).

10. UDISE Report (2022). Department of School Education Literacy, Ministry of Education, Government of India [Электронный ресурс]. — URL: https:// udiseplus.gov.in/#/home (дата обращения: 25.10.2024).

11. Utdanninginnenlandbrukoggårdsdrift: Veientilsuksesspå garden. Bondeguiden [Электронный ресурс]. — URL: https://bondeguiden.no/annet/utdanning-innen-landbruk-og-gardsdrift-veien-til-suksess-pa-garden/ (дата обращения: 01.10.2024).

12. UtdanningsoversiktforJordbruk. Utdanning.no [Электронный ресурс].— URL: https://utdanning.no/utdanningsoversikt/jordbruk (дата обращения: 25.09.2024).

Аграрное образование играет критически важную роль в развитии стран, особенно в тех, где значительная часть экономики зависит от сельского хозяйства. Оно не только обеспечивает работников АПК необходимыми знаниями и навыками, но и способствует устойчивому развитию и экологическому благополучию. Аграрное образование охватывает широкий спектр аспектов, от передовых сельскохозяйственных технологий до управления природными ресурсами и пищевой безопасности. Это образование не только повышает эффективность и продуктивность сельского хозяйства, но и играет важную роль в экономическом и социальном развитии страны.

Цель данной работы заключается в изучении методов внедрения инновационных технологий в образовательные системы, направленных на повышение эффективности аграрного сектора. Исследование поможет определить лучшие практики и стратегии, которые могут способствовать подготовке квалифицированных специалистов, способных эффективно использовать новейшие технологии в сельском хозяйстве. Результаты работы имеют значительное значение для России, так как они могут способствовать улучшению конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса, повышению продуктивности и устойчивости к изменениям на рынке.

Современное сельское хозяйство демонстрирует высокий уровень технологизации, что обусловлено необходимостью внедрения инновационных технологий. Это требует от специалистов не только способности к анализу и пониманию сложных систем, но и навыков работы с современным программным обеспечением, включая инструменты точного земледелия и аналитики данных.

В условиях глобальных экологических вызовов устойчивые методы ведения сельского хозяйства становятся не только предпочтительными, но и необходимыми для обеспечения долгосрочной прибыльности и защиты окружающей среды. Образовательные программы предоставляют знания о методах, которые способствуют сокращению отходов и повышению продуктивности, поддерживая тем самым баланс между экономической выгодой и экологической ответственностью.

Для Цитирования:
Гусев Александр Сергеевич, Новиков Владимир Геннадьевич, Новичков Николай Владимирович, Зарубежный опыт организации аграрного образования и задачи кадровой политики АПК России в условиях внешних вызовов (часть 1). Кадровик. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: