Опыт управления персоналом, накопленный в ведущих зарубежных организациях, весьма актуален для современной российской экономики с точки зрения построения мо дели инновационного развития кадрового потенциала. Изучение этого опыта позволяет определить, что в этой деятельности применимо в российских организациях и способно дать реальный экономический эффект, а что является только прерогативой зарубежного менеджмента.
Общепризнанно, что лучший мировой опыт иннова ционного развития кадрового потенциала накоплен в японских организациях. Результатом этого являются: одна из наиболее высо ких в мире производительность труда, высочайшее качество инно вационных продуктов, мировое лидерство в производстве продук ции высоких технологий, третий в мире по объему валовой внутренний продукт страны. Успехи японских организаций не ог раничиваются рамками национальной экономики. Передовой японский опыт инновационного развития кадрового потенциала организаций перенимают, прежде всего, страны, в которых распо ложены дочерние компании крупнейших японских организаций по производству электронной техники и автогигантов. Это, в первую очередь, страны Юго-Восточной Азии — Малайзия, Таиланд, Сингапур, Тайвань.
Дочерняя фирма по производству автомобилей «Ниссан», расположенная в Англии, стала первой на Британских островах применять передовые японские правила инновационного развития кадрового потенциала организации. Экономическое чудо Китая, происшедшее в по следние годы, также во многом стало возможным благодаря внедрению в практику япон ского опыта.
Для современной России такой опыт тоже весьма интересен, хотя бы потому, что Япония является нашим территориальным соседом и экономическим партнером, причем находящимся в худших, чем Россия, условиях (островное государство, недостаток собст венных полезных ископаемых, высочайшая плотность населения, отсутствие свободных территорий и т. д.).
Отправным моментом в оценке возможностей построения модели инновационного развития кадрового потенциала в японских организациях является то, что японская орга низация — это не только хозяйственная единица, но и в значительной мере социальная орга низация. Каждая организация имеет собственную корпоративную философию, упор в которой делается на такие понятия, как искренность, гармония, сотрудничество, вклад в улучшение жизни общества. В основе подхода к инновационному развитию кадрового потенциала в японских организациях лежит, прежде всего, возведенное в абсолют пони мание того, что это область человеческой деятельности, в рамках которой реализуются все намеченные цели создания материальных и духовных ценностей.