По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 69.003.12 DOI:10.33920/str-01-2206-01

Зарубежные подходы проектирования, ценообразования и закупок в строительстве как рыночные механизмы обеспечения конкуренции

А. С. Карпушкин главный специалист производственно-технического отдела, Крымский филиал федерального автономного учреждения «РосКапСтрой», e-mail: karpooshkin@yandex.ru

В статье рассмотрены рыночные инструменты обеспечения конкуренции. Выявлены принципиальные различия между отечественной и зарубежными подходами. Даны рекомендации по совершенствованию отечественного законодательства в части проектирования, ценообразования, закупок и строительства.

Литература:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/901919338 (дата обращения: 01.06.2022).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения: 01.06.2022).

3. Дикман, Л. Г. Организация строительства в США. — М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2004.

4. Карпушкин, А. С. Анализ существующих систем определения стоимости строительства и государственного инвестирования / А. С. Карпушкин, И. В. Каракозова, Ю. С. Прохорова // Сметно-договорная работа в строительстве. — 2022.— № 4. — С. 10–21. DOI: 10.33920/str-01-2204-02.

5. Карпушкин, А. С. Совершенствование способа проектирования при конкурентном выборе подрядчика на примере зарубежных подходов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. — 2021. — №10— С. 87–95.

6. МДС 81-1.99 Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (утв. постановлением Госстроя России от 26.04.1999 № 31) [Электронный ресурс]. — URL: https:// docs.cntd.ru/document/1200003567 (дата обращения: 01.06.2022).

7. Письмо Госстроя России от 22 октября 1993 г. № БЕ-19-21/12 «О концепции ценообразования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/9009180 (дата обращения: 01.06.2022).

8. Письмо Госстроя России от 29 декабря 1993 г. № 12-349 (ред. от 25.04.1996) «О Порядке определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений» [Электронный ресурс]. — URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Gosstroya-RF-ot29.12.1993-N-12-349/ (дата обращения: 01.06.2022).

9. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/72301838/ (дата обращения: 01.06.2022).

10. Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/71606930/ (дата обращения: 01.06.2022).

11. Приказ Минстроя России от 23 декабря 2019 г. № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/ document/564162530 (дата обращения: 01.06.2022).

12. Распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. № 660-р/18-7 «Об утверждении Положения о подрядных торгах в Российской Федерации» (с изменениями на 18 октября 1994 г.) [Электронный ресурс].— URL: http://www.docstroika.ru/textstroika/stroika_7379.htm (дата обращения: 01.06.2022).

13. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/ (дата обращения: 01.06.2022).

14. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/ document/499011838 (дата обращения: 01.06.2022).

15. Цопа, Н. В. Совершенствование системы ценообразования при бюджетном финансировании строительства на примере зарубежных подходов / Н.В.Цопа, А. С. Карпушкин, А. Е. Халилов // Экономика строительства и природопользования.— 2021. — № 30 (80). — С. 53–63. DOI: 10.37279/2519-4453-2021-3-53-63.

16. John Wiley & Sons, Inc. Construction Contract Administration Practice Guide., The Construction Specifications Institute. Hoboken, New Jersey, 2011.

1. City-planning code of the Russian Federation, approved on 29.12.2004 No.190-FZ. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901919338 (аccessеd: 01.06.2022).

2. Civil code of the Russian Federation. Available at: https://base.garant. ru/10164072/ (аccessеd: 01.06.2022).

3. Dikman, L. G. Organization of construction in the USA. Moscow, ASV Publishing house, 2004.

4. Karpushkin, A. S., Karakozova, I. V., Prokhorova, Yu. S. Aanalysis of the existing systems of determination of cost of construction and state investment. Budget and contractual work in construction. 2022, Iss. 4, pр. 10–21. DOI: 10.33920/str-01-220402.

5. Karpushkin, A. S. Improvement of a way of design at the competitive choice of the contractor on the example of foreign approaches. News of the Tula state university. Technical science. 2021, Iss. 10, pp. 87–95.

6. MDS 81-1.99 Methodical instructions by determination of cost of construction products in the territory of the Russian Federation (approved by the Resolution of the State Committee for Construction of Russia of 26.04.1999 No. 31). Available at: https://docs.cntd.ru/document/1200003567 (аccessеd: 01.06.2022).

7. Letter of the State Committee for Construction of Russia of October 22, 1993 No. BE-19-21/12 "On the concept of pricing in construction in the conditions of development of the market relations". Available at: https://docs.cntd.ru/ document/9009180 (аccessеd: 01.06.2022).

8. The letter of the State Committee for Construction of the Russian Federation of 29.12.1993 No. 12-349 (edition from 25.04.1996) "On the Order of determination of cost of construction and the free (contractual) prices for construction products in the conditions of development of the market relations". Available at: https://rulaws.ru/acts/ Pismo-Gosstroya-RF-ot-29.12.1993-N-12-349/ (аccessеd: 01.06.2022).

9. Resolution of the Government of the Russian Federation, July 10, 2019 No. 878 "On measures of stimulation of production of radio-electronic products in the territory of the Russian Federation at implementation of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs, about introduction of amendments to the resolution of the Government of the Russian Federation of September 16, 2016 No.925 and recognition become invalid for some acts of the Government of the Russian Federation". Available at: https://base.garant.ru/72301838/ (аccessеd: 01.06.2022).

10. Resolution of the Government of the Russian Federation of February 8, 2017 No. 145 "On the approval of Rules of formation and maintaining in the unified information system in the sphere of purchases of the catalog of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs and Rules of use of the catalog of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs". Available at: https://base.garant.ru/71606930/ (аccessеd: 01.06.2022).

11. Order of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation of 23.12.2019 No. 841/pr. "On the statement of the Order of determination of the initial (maximum) price of the contract, the price of the contract signed with the only supplier (contractor, performer), the initial price of a commodity unit, work, service at implementation of purchases in the sphere of town-planning activity (except for territorial planning) and Techniques of drawing up the estimate of the contract which subject are construction, reconstruction of capital construction projects". Available at: http://docs.cntd.ru/document/564162530 (аccessеd: 01.06.2022).

12. Order of the State committee of the Russian Federation on management of the state property and the State committee of the Russian Federation concerning architecture and construction of April 13, 1993 No. 660-r/18-7 "About the adoption of the Provision on the contract auction in the Russian Federation" (with changes from October 18, 1994). Available at: http://www.docstroika.ru/textstroika/stroika_7379. htm (аccessеd: 01.06.2022).

13. Federal law "On Placing Orders for the Supply of Goods, Works and Services for State and Municipal Needs", approved on 21.07.2005 No. 94-FZ (latest revision). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/ (аccessеd: 01.06.2022).

14. Federal law of 05.04.2013 No. 44-FZ "On the contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs". Available at: http://docs.cntd.ru/document/499011838 (аccessеd: 01.06.2022).

15. Tsopa, N. V. Improvement of a system of pricing at the budgetary financing of construction on the example of foreign approaches. N. V. Tsopa, A. S. Karpushkin, A. E.Khalilov. Economy of construction and environmental management. 2021, Iss.30 (80), pp. 53–63. DOI: 10.37279/2519-4453-2021-3-53-63.

16. John Wiley & Sons, Inc. Construction Contract Administration Practice Guide., The Construction Specifications Institute. Hoboken, New Jersey, 2011.

Конкуренция является одним из центральных элементов рыночных отношений, в том числе в строительстве. В настоящее время отечественная система государственных закупок претерпела множество изменений с учетом зарубежных достижений в данной сфере, однако ее дальнейшее развитие тормозят действующие системы проектирования, ценообразования и строительства, которые изначально были разработаны на основе принципов плановой экономики. Для увеличения общей эффективности строительства требуется гармонизировать работу всех систем, убрав коллизии и противоречия между ними.

Основной частью извещения об осуществлении закупки или конкурсной документации (КД), кроме организационной информации, являются техническое задание, проектно-сметная документация и начальная (максимальная) цена контракта.

Техническое задание (ТЗ) является одной из главных элементов КД, в котором осуществляется описание объекта закупки. В ТЗ также описываются требования к поставщику, предоставляемым услугам или поставляемым товарам (технические характеристики, требования к качеству, состав и объемы работ), гарантийные обязательства и сроки. Как правило, на поставку оборудования все эти данные прописываются в ТЗ. Для строительно-монтажных работ (далее — СМР) в ТЗ делаются ссылки на проектно-сметную документацию (ПСД), в которой уже указано большинство основных данных.

Основной отличительной особенностью зарубежной системы проектирования является то, что рабочую документацию (РД) разрабатывает подрядчик, выполняющий СМР. Проектировщик при этом работает до конца строительства по основному договору, а также принимает активное участие в процессе закупок. Особенности разработки ПСД в отечественной системе и зарубежной практике изучены в работе [5].

С 2005 г. в условиях 94-ФЗ [13] цена предложения не могла превышать начальную цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурентных процедур. Далее, с принятием в 2011 г. ст. 19.1 94-ФЗ [13], появился термин «Начально-максимальная цена контракта» (далее — НМЦК), который используется и сейчас в ст. 22 44-ФЗ [14]. НМЦК, как и ранее, устанавливает правила определения цены, ограничивая в первую очередь ее уровень. Основным способом определения стоимости для строительно-монтажных работ является проектно-сметный метод. Сметная документация (далее — СД), прошедшая государственную экспертизу, служит основанием для разработки НМЦК и сметы контракта. Таким образом, в терминах ст. 743 ГК РФ [2] СД является частью проектной документации (далее — ПД), образуя часть технической документации.

Для Цитирования:
А. С. Карпушкин, Зарубежные подходы проектирования, ценообразования и закупок в строительстве как рыночные механизмы обеспечения конкуренции. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: