По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.42

Зарождение исследований культурной политики в Великобритании

Ромашко Татьяна Владимировна ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, E-mail: romashkotv@herzen.spb.ru

В статье рассмотрены предпосылки зарождения и формирования исследований культурной политики в Великобритании. Представлены концептуальные идеи и методологические основы послевоенных культурных исследований, которые определили развитие предметных областей исследований культурной политики. В качестве заключения делается вывод о том, что поле научной, политической и управленческой рефлексии сегодня охватывает практически все аспекты культуры в самом широком ее понимании

Литература:

1. Исследовательская и политическая программа культурных Куренной В. исследований // Философско-литературный журнал «Логос». — 2012. — № 1 (85). — С. 14–79.

2. Культурные исследования: две парадигмы // Философско-литератур- Холл С. ный журнал «Логос». — 2012. — № 1 (85). — С. 157–183.

3. Charles Taylor and the pre-history of British cultural studies // Critical Caldwell M. Arts. — 2009. — Nov, 23, 3. — P. 342–373.

4. Neoliberalism, Urban Regeneration and Cultural Policy // Cultural McGuigan J. Analysis. — London: SAGE Publications Ltd, 2010. — P. 117–129.

5. Cultural Studies, History and Cosmopolitanism in UK // Culture Unbound: Nava M. Journal of Current Cultural Research. — 2013. — Vol. 5 — Р. 23–32.

6. Cultural Policy: management, value and modernity in the creative O’Brbien D. industries. — London: Taylor & Francis Group, 2014. — 159 pp.

7. The emergence of cultural studies: adult education, cultural politics and Steele T. the «English» question. — N-Y.: Lawrence & Wishart, 1997. — 217 pp.

8. Governance as theory: fi Stoker G. ve propositions // International Social Science Journal. — 1998. — № 50 (155). — Р. 17–28.

9. British cultural Studies. — London: Routledge, 2003. — 259 pp. Turner G.

10. Adult Education and the History of Cultural Studies // Changing Woodhams S. English. — 1999. — № 6:2 (237). — Р. 249–256.

Статья поступила 30.11.2015 г

«Культурные исследования» («cultural studies») как самостоятельная исследовательская парадигма возникают в послевоенной Европе, где в этот период происходит существенная трансформация обществ, культуры и систем образования. Осмысление этих процессов, а также их культурных форм и видов деятельности носит междисциплинарный, преимущественно философско-политический, характер.

Как указывает Г. Тернер, методологической основой британской ветви культурных исследований выступает в эти годы структурализм в его первоначальном, наиболее влиятельном, лингвистическом направлении, ориентирующем анализ на поиск базовых моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений [9. С. 17]. Со стороны политических течений переосмысление культурных процессов подпитывается идеологией «новых левых».

Возникновение культурных исследований в Великобритании Т. Стил относит к 1945–1965 гг., когда происходит трансформация системы высшего образования, идейными вдохновителями которой стали Р. Хогарт, Р. Уильямс и Э. Томпсон [7]. С этими именами, именами т. н. «старшего поколения интеллектуалов» связывают обычно предысторию данного поля научной рефлексии, позже продолженную «младшим поколением» теоретиков — в те годы студентами университета Оксфорда: Р. Самюэлем, С. Холлом и Ч. Тейлором. В 1960-е гг.

концептуальные идеи последних легли в основу зарождающегося движения «новых левых» («New Left»). Находясь в оппозиции идеологии холодной войны, «новые левые» разрабатывали концепцию «третьего пути», лежащего между капитализмом и коммунизмом. Основой новой концепции стала социо-гуманистическая модель Ч. Тейлора, которая рассматривала «общество как соединение множества сообществ, где общие институты, общие правила и законы структурируют форму объединенной жизни и выступают как всеобщее достояние всех участников» [3. С. 349].

Канадско-британский философ Ч. Тейлор стал одним из основателей традиций критической рефлексии марксизма. Размышляя над теорией К. Маркса, философскими доктринами Ф. Гегеля и И. Канта и воплощением в жизнь их идей Советским Союзом, он приходит к выводу, что учения Маркса на практике могут иметь неоднозначный результат. Например, то, как в Советском Союзе было осознано всеобщее равенство и унификация ради достижения коммунистических целей в национальном масштабе (национальное строительство), впоследствии на практике привело к массовому подавлению личности и таких ее качеств, как креативность, уникальность, свобода самовыражения и индивидуальность.

Для Цитирования:
Ромашко Татьяна Владимировна, Зарождение исследований культурной политики в Великобритании. Вопросы культурологии. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: