Статья поступила 30.11.2015 г
«Культурные исследования» («cultural studies») как самостоятельная исследовательская парадигма возникают в послевоенной Европе, где в этот период происходит существенная трансформация обществ, культуры и систем образования. Осмысление этих процессов, а также их культурных форм и видов деятельности носит междисциплинарный, преимущественно философско-политический, характер.
Как указывает Г. Тернер, методологической основой британской ветви культурных исследований выступает в эти годы структурализм в его первоначальном, наиболее влиятельном, лингвистическом направлении, ориентирующем анализ на поиск базовых моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений [9. С. 17]. Со стороны политических течений переосмысление культурных процессов подпитывается идеологией «новых левых».
Возникновение культурных исследований в Великобритании Т. Стил относит к 1945–1965 гг., когда происходит трансформация системы высшего образования, идейными вдохновителями которой стали Р. Хогарт, Р. Уильямс и Э. Томпсон [7]. С этими именами, именами т. н. «старшего поколения интеллектуалов» связывают обычно предысторию данного поля научной рефлексии, позже продолженную «младшим поколением» теоретиков — в те годы студентами университета Оксфорда: Р. Самюэлем, С. Холлом и Ч. Тейлором. В 1960-е гг.
концептуальные идеи последних легли в основу зарождающегося движения «новых левых» («New Left»). Находясь в оппозиции идеологии холодной войны, «новые левые» разрабатывали концепцию «третьего пути», лежащего между капитализмом и коммунизмом. Основой новой концепции стала социо-гуманистическая модель Ч. Тейлора, которая рассматривала «общество как соединение множества сообществ, где общие институты, общие правила и законы структурируют форму объединенной жизни и выступают как всеобщее достояние всех участников» [3. С. 349].
Канадско-британский философ Ч. Тейлор стал одним из основателей традиций критической рефлексии марксизма. Размышляя над теорией К. Маркса, философскими доктринами Ф. Гегеля и И. Канта и воплощением в жизнь их идей Советским Союзом, он приходит к выводу, что учения Маркса на практике могут иметь неоднозначный результат. Например, то, как в Советском Союзе было осознано всеобщее равенство и унификация ради достижения коммунистических целей в национальном масштабе (национальное строительство), впоследствии на практике привело к массовому подавлению личности и таких ее качеств, как креативность, уникальность, свобода самовыражения и индивидуальность.