Конечно, проще всего выразить затраты труда персонала в количестве созданной продукции за единицу времени. Если же мы, предположим, попробуем взять за критерий оценки конечного результата деятельности врача такой измеритель его труда, как «здоровье пациента», то сразу же возникнут проблемы, так как очень трудно выразить понятие «здоровье» в стоимостной форме. А как в денежном выражении отразить те умственные, физические и нервные затраты, которые постоянно сопутствуют работе медицинского сотрудника? Существующие критерии эффективности, производительности и результативности труда врача настолько размыты и неэластичны, что оценить их сегодня можно преимущественно только с позиций субъективизма, тем более что в настоящее время отсутствуют эффективные критерии оценки трудовых затрат медицинского персонала. Существующие в здравоохранении информационные системы учета не отражают вклад медицинского работника в конечный результат его труда; что является непреодолимой преградой на пути перехода на дифференцированную оплату труда в системе здравоохранения.
Труд медицинского работника связан с высокой степенью ответственности, большой психоэмоциональной нагрузкой и колоссальным объемом информации. Поэтому в экономически развитых странах профессия медицинского работника является одной из самых высокооплачиваемых. Так, в США уровень заработной платы врача более чем в 7 раз превышает среднедушевую оплату труда по стране, тогда как в России заработная плата медицинских работников составляет примерно около 60–70 % от среднего уровня оплаты труда в стране.
Заработная плата в медицине должна носить стимулирующий характер и ориентировать медицинский персонал на повышение качества медицинской помощи, рациональное использование ресурсов, рост профессионального мастерства и сострадание к пациенту. Оплата труда медицинского работника должна также учитывать интенсивность и сложность деятельности медицинского работника, его квалификацию.
Заработная плата является основным источником дохода медицинского работника и должна обеспечивать его минимальное удовлетворение жизненных потребностей.