По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955: 371.71 DOI:10.33920/med-08-2105-08

Запрос учителя: мультимедийные пособия по формированию здоровья школьника

Соболевская Татьяна Александровна канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), 140050, Московская область, Люберецкий район, п. Красково, ул. К. Маркса, д. 107–109, e-mail: SobolevskayaTA@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2091-3988
Рябова Ирина Викторовна канд. мед. наук, заведующий лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), 125047, г. Москва, ул. 2-я Тверская-Ямская, 54–80, e-mail: RyabovaI@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0001-7669-2064
Нежкина Наталья Николаевна д-р мед. наук, профессор кафедры физической культуры, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России), г. Иваново, переулок Ульяновский, 6–11, e-mail: natаnezh@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3731-130X
Зверев Олег Михайлович канд. хим. наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и прикладных технологий института естествознания и спортивных технологий, государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной 33–82, e-mail: ZverevOM@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0001-6598-3923
Черногоров Дмитрий Николаевич канд. пед. наук, доцент кафедры адаптологии и спортивной подготовки института естествознания и спортивных технологий, государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), 115598, г. Москва, ул. Загорьевская, 21–1–426, e-mail: Chernogorovdn@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0001-6560-7119

В статье представлены результаты анкетирования педагогов школ г. Москвы с целью изучения наличия запроса на разработку пособий по формированию здорового образа жизни и профилактике нарушений здоровья обучающихся в рамках образовательного процесса как в классе, так и в условиях дистанционного обучения, а также их предпочтений в части содержания таких пособий. В опросе (декабрь 2020 г.) приняли участие 270 педагогов из 27 общеобразовательных комплексов разных административных округов г. Москвы. Результаты анкетирования показали, что на сегодняшний день существует дефицит учебных материалов на электронных ресурсах, направленных на формирование здоровья школьников и профилактику его нарушений. Имеется запрос со стороны учителя на разработку и создание таких пособий, в первую очередь мультимедийных.

Литература:

1. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Ильин А. Г. Сохранение и укрепление здоровья подростков — залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы) (обзорная статья). Вестник РАМН. 2014; 69 (5–6): 65–70.

2. Библиотека «Московская электронная школа (МЭШ)» М., 2015–2021 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://uchebnik.mos.ru/catalogue?types=atomic_objects&content_type=video&subject_ ids=20 (дата обращения: 27.02.2021).

3. Городецкая Н. И. Дистанционное обучение: здоровьесберегающий аспект (обзорная статья). Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008; 2: 134–138.

4. Кучма В. Р., Поленова М. А., Рапопорт И. К., Степанова М. И., Храмцов П. И. Здоровьесберегающая деятельность школ стран Восточной Европы и Центральной Азии (обзорная статья). Здоровье населения и среда обитания. 2018; 8 (305): 55–58.

5. Нежкина Н. Н., Рябова И. В., Соболевская Т. А., Чистякова Ю. В., Иванова Е. В. Научно-методическое сопровождение формирования здоровья обучающихся как значимой компетентности педагогических работников в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и профессионального стандарта педагога: монография. М.: МГПУ, 2018: 112.

6. Рапопорт И. К., Сухарева Л. М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников (обзорная статья). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; 1: 19–27.

7. Рапопорт И. К., Сухарева Л. М., Соколова С. Б., Чубаровский В. В. Методические подходы к систематизации технологий, реализуемых в образовательных организациях для профилактики и коррекции школьно-обусловленных нарушений здоровья (обзорная статья). Современные методологические проблемы изучения, оценки и регламентирования факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека. Материалы международного форума Научного совета Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды, посвященного 85-летию ФГБУ «Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина» Минздрава России. 2016: 139–141.

8. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся / под ред. чл.-корр. РАН В. Р. Кучмы. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016: 610 с.

9. Рябова И. В., Соболевская Т. А., Нежкина Н. Н., Нехорошева Е. В., Зверев О. М. Изучение уровня и содержания осведомленности педагогов в вопросах профилактики и коррекции нарушений осанки школьников (обзорная статья). Санитарный врач. 2019; 8: 55–59.

10. Синельников И. Ю. Состояние здоровья российских школьников: факторы влияния, риски, перспективы (обзорная статья). Наука и школа. 2016; 3: 155–164.

11. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005: 318.

12. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование компетентности педагога в области здоровьесбережения (обзорная статья). Молодой ученый. 2014; 4: 1105–1107.

13. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Бережков Л. Ф., Ямпольская Ю. А., Звездина И. В. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет (обзорная статья). Гигиена и санитария. 2009; 2: 21–26.

14. Храмцов П. И. Школьные проекты формирования единой профилактической среды на основе системной интеграции двигательной активности в образовательный процесс (научный обзор). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; 3: 34–40.

15. Чупров А. Д., Воронина А. Е., Петросян Э. А. Состояние зрения детей начальной школы. Практическая медицина. 2018; 16 (4): 189–193.

16. Digital Education Survey, Publ., 2016. URL: https://www2.deloitte.com/cn/en/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/2016-digital-education-survey.html (дата обращения: 27.02.2021).

1. Baranov A. A., Namazova-Baranova L. S., Ilyin A. G. Preservation and strengthening of adolescent health — the key to stable development of society and the state (the state of the problem) (review article). Vestnik RAMN (Bulletin of the RAMS). 2014; 69 (5–6): 65–70. (in Russian)

2. The library of the Moscow electronic school (MES) M., 2015–2021 (in Russian) [Electronic resource]. — URL: https://uchebnik.mos.ru/catalogue?types=atomic_objects&content_type=video&subject_ids=20 (accessed: 27.02.2021).

3. Gorodetskaya N. I. Distance learning: health-saving aspect (review article). Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociogenetic (Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika). 2008; 2: 134–138. (in Russian)

4. Kuchma V. R., Polenova M. A., Rapoport I. K., Stepanova M. I., Khramtsov P. I. Health-promoting activities in schools in the countries of Eastern Europe and Central Asia (review article).Health population and environment (Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya). 2018; 8 (305): 55–58. (in Russian)

5. Nezhkina N. N., Ryabova I. V., Sobolevskaya T. A., Chistyakova Yu. V., Ivanova E. V. Scientific and methodological support for the formation of the health of students as a significant competence of pedagogical workers in the framework of the implementation of federal state educational standards of basic general education and professional standard of the teacher: monograph. M.: MSPU, 2018:112. (in Russian)

6. Rapoport I. K., Sukhareva L. M. Eleven-year longitudinal observation: prevalence and course of functional deviations and chronic diseases in Moscow schoolchildren (review article). School and university medicine and health issues (Voprosy shkol’noi i universitetskoi meditsiny i zdorov’ya). 2019; 1: 19–27. (in Russian)

7. Rapoport I. K., Sukhareva L. M., Sokolova S. B., Chubarovsky V. V. Methodological approaches to the systematization of technologies implemented in educational organizations for the prevention and correction of school-related health disorders (review article). Modern methodological problems of studying, evaluating and regulating environmental factors that affect human health. Materials of the International Forum of the Scientific Council of the Russian Federation on Human Ecology and Environmental Hygiene, dedicated to the 85th anniversary of the Federal State Budgetary Institution «Scientific Research Institute of Human Ecology and Environmental Hygiene named after A. N. Sysina» of the Ministry of Health of Russia. 2016: 139–141. (in Russian)

8. Guidelines for hygiene of children and adolescents, medical support of students in educational organizations. Model of the organization, federal recommendations for the provision of medical care to students (ed. Kuchmy V. R.). Moscow: SCCH RAMS, 2016:610. (in Russian)

9. Ryabova I. V., Sobolevskaya T. A., Nezhkina N. N., Nekhorosheva E. V., Zverev O. M. Studying the level and content of teachers ‘awareness in the issues of prevention and correction of school students’ posture disorders (review article). Sanitary doctor (Sanitarnyi vrach). 2019; 8: 55–59. (in Russian)

10. Sinel’nikov I. Yu. The state of health of Russian schoolchildren: factors of infl uence, risks, prospects (review article).Science and school (Nauka i shkola). 2016; 3: 155–164. (in Russian)

11. Smirnov N. K. Health-saving educational technologies and health psychology at school. M., 2005: 318. (in Russian)

12. Sopko G. I., Pazyrkina M. V. Formation of competence of the teacher in the field of zdorovesbereganiya (review article).Young scientist (Molodoi uchenyi). 2014; 4: 1105–1107. (in Russian)

13. Sukhareva L. M., Rapoport I. K., Berezhkov L. F., Yampol’skaya Yu.A., Zvezdina I. V. Features of the morbidity of Moscow schoolchildren over the past 50 years (review article). Hygiene and sanitation (Gigiena i sanitariya). 2009; 2: 21–26. (in Russian)

14. Khramtsov P. I. School projects the formation of a single prophylactic environment based on system integration of motor activity in the educational process (scientific review) (review article). Questions of school and University medicine and health (Voprosy shkol’noi i universitetskoi meditsiny i zdorov’ya). 2016; 3: 34–40. (in Russian)

15. Chuprov A. D., Voronina A. E., Petrosyan E. A. The state of vision of primary school children (review article).Practical medicine (Prakticheskaya meditsina). 2018; 16 (4): 189–193. (in Russian)

16. Digital Education Survey, Publ., 2016. URL: https://www2.deloitte.com/cn/en/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/2016-digital-education-survey.html (дата обращения: 27.02.2021).

Продолжающийся рост функциональных отклонений и заболеваний школьников [1, 6, 10, 13, 15] остается одним из самых обсуждаемых вопросов не только медицины, но и образования.

Работа педагогов по формированию здоровья школьников и использование ими здоровьесберегающих технологий является одним из наиболее действенных способов профилактики заболеваний и улучшения здоровья школьников, как показывают данные исследований [3, 11]. Установлено, деятельность по уменьшению распространенности факторов риска здоровью, сохранению и улучшению здоровья обучающихся более эффективна, если проводится в образовательной организации [12]. Эффективность такой работы подтверждена многочисленными наблюдениями российских ученых и опытом зарубежных стран [4, 7, 14].

На сегодняшний день для такой работы в помощь учителю имеется достаточно большое количество просветительской литературы и рекомендаций от медицинских работников [8]. При этом возникает вопрос, удовлетворен ли учитель в полной мере материалами по формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний в условиях современной школы. Нужны ли педагогам современной школы дополнительные методические материалы и пособия для реализации этой деятельности и какими они должны быть?

В связи с этим целью данного исследования стало изучение наличия запроса московских педагогов на разработку пособий по формированию здорового образа жизни и профилактике нарушений здоровья обучающихся в рамках образовательного процесса как в классе, так и в условиях дистанционного обучения, а также их предпочтений в части содержания таких пособий.

Нами был проведен опрос в декабре 2020 г., в котором приняли участие 270 педагогов из 27 общеобразовательных комплексов из разных административных округов г. Москвы. Для проведения опроса была разработана анкета для педагогов.

В анкете содержались вопросы, касающиеся необходимых форм работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в школе, периодичности проведения такой работы, основных средств обучения, источников информации для проведения такой работы, запроса у педагогов на учебные пособия для этой деятельности и формата пособий. Участие педагогов московских школ в опросе было добровольным и анонимным.

Для Цитирования:
Соболевская Татьяна Александровна, Рябова Ирина Викторовна, Нежкина Наталья Николаевна, Зверев Олег Михайлович, Черногоров Дмитрий Николаевич, Запрос учителя: мультимедийные пособия по формированию здоровья школьника. Санитарный врач. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: