Продолжающийся рост функциональных отклонений и заболеваний школьников [1, 6, 10, 13, 15] остается одним из самых обсуждаемых вопросов не только медицины, но и образования.
Работа педагогов по формированию здоровья школьников и использование ими здоровьесберегающих технологий является одним из наиболее действенных способов профилактики заболеваний и улучшения здоровья школьников, как показывают данные исследований [3, 11]. Установлено, деятельность по уменьшению распространенности факторов риска здоровью, сохранению и улучшению здоровья обучающихся более эффективна, если проводится в образовательной организации [12]. Эффективность такой работы подтверждена многочисленными наблюдениями российских ученых и опытом зарубежных стран [4, 7, 14].
На сегодняшний день для такой работы в помощь учителю имеется достаточно большое количество просветительской литературы и рекомендаций от медицинских работников [8]. При этом возникает вопрос, удовлетворен ли учитель в полной мере материалами по формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний в условиях современной школы. Нужны ли педагогам современной школы дополнительные методические материалы и пособия для реализации этой деятельности и какими они должны быть?
В связи с этим целью данного исследования стало изучение наличия запроса московских педагогов на разработку пособий по формированию здорового образа жизни и профилактике нарушений здоровья обучающихся в рамках образовательного процесса как в классе, так и в условиях дистанционного обучения, а также их предпочтений в части содержания таких пособий.
Нами был проведен опрос в декабре 2020 г., в котором приняли участие 270 педагогов из 27 общеобразовательных комплексов из разных административных округов г. Москвы. Для проведения опроса была разработана анкета для педагогов.
В анкете содержались вопросы, касающиеся необходимых форм работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в школе, периодичности проведения такой работы, основных средств обучения, источников информации для проведения такой работы, запроса у педагогов на учебные пособия для этой деятельности и формата пособий. Участие педагогов московских школ в опросе было добровольным и анонимным.