В октябре 2024 года Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее — ФАС России) опубликовала на своем официальном сайте Рекомендации по недопущению гринвошинга в маркетинговой коммуникации [1]. Документ содержит общие принципы, виды и требования к экологическим заявлениям, а также последствия несоблюдения указанных критериев.
Отметим, что подобная публикация связана с увеличением количества случаев использования гринвошинга в рекламе участниками рынка. Так, в январе 2023 года по данному вопросу было проведено исследование на базе Исследовательского Центра АРИР/АКАР/РАМУ Комитета АРИР по Устойчивому развитию. По итогам проведенного анализа гринвошинг определён как «дезинформация, распространяемая организацией для создания имиджа экологически ответственного бизнеса. Ситуация, в которой компания позиционирует приверженность к ответственному ведению бизнеса для извлечения выгоды из глобально возрастающего спроса на продукты компаний, соответствующих принципам устойчивого развития, хотя сама такой не является» [2]. В числе ключевых выводов исследования было выявлено, что чаще всего респонденты сталкивались с гринвошингом в сфере FMCG (быстро реализуемые потребительские товары: молочные продукты, хлебобулочные изделия, шоколад и конфеты, бытовая химия, батарейки и прочие товары, которые требуются людям на ежедневной основе, быстро реализуются и отличаются сравнительно невысокой стоимостью), а также, что чаще всего для гринвошинга используется упаковка товара.
Исследование показало, что 25% участников рекламного рынка, применявших гринвошинг, зафиксировали рост доходов. В то же время 42% не заметили какого-либо эффекта от использования данной стратегии. Кроме того, 68% опрошенных уверены, что потребители готовы платить больше за продукцию с экомаркировкой, а 64% считают, что покупатели готовы переплатить за товары компаний, демонстрирующих экологическую и социальную ответственность [2]. Таким образом, усматривается, что гринвошинг является популярным инструментом для увеличения продаж и выручки, и может создавать недобросовестную конкуренцию.