По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 343.533

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение: гринвошинг в строительстве

Е.Н. Бурнос кандидат юридических наук, партнер-учредитель общества с ограниченной ответственностью «Векави Групп», Краснодар
О.Е. Вертинский эксперт в сфере строительства, Краснодар
В.В. Ошуева магистр юриспруденции, партнер-учредитель общества с ограниченной ответственностью «Векави Групп», Краснодар

Статья посвящена проблеме недобросовестной конкуренции в строительной отрасли посредством использования гринвошинга. Актуальность темы исследования напрямую связана с проблематикой использования в рекламе данного механизма введения потребителя в заблуждение, затрагивающей важные социальные, экономические и экологические проблемы. Авторами приводятся распространенные понятия термина «гринвошинг», рассматриваются правовые позиции различных государственных органов относительно данного явления, сформулированы основные принципы. В исследовании рассуждается о причинах распространения гринвошинга, включая стремление компаний повысить свою репутацию и привлечь клиентов, готовых платить больше за якобы «зеленые» решения. Особое внимание уделяется последствиям гринвошинга для потребителей, которые могут быть обмануты и вынуждены переплачивать за продукцию, не соответствующую заявленным характеристикам. Рассматриваются также правовые аспекты борьбы с этим явлением, включая существующие законодательные нормы и инициативы по введению дополнительных мер контроля. В заключение авторы предлагают некоторые рекомендации по борьбе с гринвошингом в строительной индустрии, включая повышение осведомленности потребителей в отношении «зеленного» строительства.

Литература:

1. Информация ФАС России «Рекомендации по недопущению гринвошинга в маркетинговой коммуникации» // URL: https://fas.gov.ru/documents/689713 (дата обращения: 22.10.2024).

2. Исследование отношения к гринвошингу участников рекламного рынка // URL: https:// interactivead.ru/wp-content/uploads/2023/03/arir23_greenwashing_b2b.pdf. (дата обращения: 20.11.2024).

3. ФАС представила рекомендации по недопущению гринвошинга в маркетинговой коммуникации // URL: https://fas.gov.ru/news/33536 (дата обращения: 20.11.2024).

4. Информационное письмо Банка России от 24 мая 2023 года №ИН-02-28/38 «О рекомендациях по предоставлению (раскрытию) финансовыми организациями информации клиентам о финансовых продуктах устойчивого развития» // Вестник Банка России. № 39. 2023.

5. Информационное письмо Банка России от 30 июня 2023 года №ИН-02-05/46 «О рекомендациях по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)» // Вестник Банка России. № 50. 2023.

6. Информационное письмо Банка России от 4 декабря 2023 года №ИН-018-35/60 «О рекомендациях по учету климатических рисков для финансовых организаций» (вместе с «Информацией об управлении климатическими рисками клиентами и контрагентами») // URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 20.11.2024).

7. Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2022 года № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 45. Ст. 7815.

8. ГОСТ Р 70346-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. «Зелёные» стандарты. Здания многоквартирные жилые «зелёные». Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 9 сентября 2022 года № 900-ст) // М.: ФГБУ «РСТ», 2022 г.

9. ГОСТ Р 71392-2024. Национальный стандарт Российской Федерации. «Зелёные» стандарты. «Зелёное» индивидуальное жилищное строительство. Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22 мая 2024 года № 630-ст) // М.: ФГБУ «Институт стандартизации», 2024 г.

10. Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета, №162, 27.07.2006. — Пункт 1 статьи 14.2.

11. Официальный сайт АО «ДОМ.РФ» // URL: https://дом.рф (дата обращения: 22.11.2024).

В октябре 2024 года Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее — ФАС России) опубликовала на своем официальном сайте Рекомендации по недопущению гринвошинга в маркетинговой коммуникации [1]. Документ содержит общие принципы, виды и требования к экологическим заявлениям, а также последствия несоблюдения указанных критериев.

Отметим, что подобная публикация связана с увеличением количества случаев использования гринвошинга в рекламе участниками рынка. Так, в январе 2023 года по данному вопросу было проведено исследование на базе Исследовательского Центра АРИР/АКАР/РАМУ Комитета АРИР по Устойчивому развитию. По итогам проведенного анализа гринвошинг определён как «дезинформация, распространяемая организацией для создания имиджа экологически ответственного бизнеса. Ситуация, в которой компания позиционирует приверженность к ответственному ведению бизнеса для извлечения выгоды из глобально возрастающего спроса на продукты компаний, соответствующих принципам устойчивого развития, хотя сама такой не является» [2]. В числе ключевых выводов исследования было выявлено, что чаще всего респонденты сталкивались с гринвошингом в сфере FMCG (быстро реализуемые потребительские товары: молочные продукты, хлебобулочные изделия, шоколад и конфеты, бытовая химия, батарейки и прочие товары, которые требуются людям на ежедневной основе, быстро реализуются и отличаются сравнительно невысокой стоимостью), а также, что чаще всего для гринвошинга используется упаковка товара.

Исследование показало, что 25% участников рекламного рынка, применявших гринвошинг, зафиксировали рост доходов. В то же время 42% не заметили какого-либо эффекта от использования данной стратегии. Кроме того, 68% опрошенных уверены, что потребители готовы платить больше за продукцию с экомаркировкой, а 64% считают, что покупатели готовы переплатить за товары компаний, демонстрирующих экологическую и социальную ответственность [2]. Таким образом, усматривается, что гринвошинг является популярным инструментом для увеличения продаж и выручки, и может создавать недобросовестную конкуренцию.

Для Цитирования:
Е.Н. Бурнос, О.Е. Вертинский, В.В. Ошуева, Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение: гринвошинг в строительстве. Юрисконсульт в строительстве. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: