По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.09 DOI:10.33920/nik-01-2208-04

«Записки замоскворецкого жителя» как пролог к «замоскворецкому тексту» пьес А.Н. Островского

Сальникова Влада Игоревна ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Россия, 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, e-mail: vlada-salnikova@yandex.ru

В статье рассматриваются особенности хронотопа Замоскворечья в «Записках замоскворецкого жителя» А.Н. Островского. Отмечается, что в основу «замоскворецкого текста» ложатся антиномичность восприятия пространства, архетипическая оппозиция «свое — чужое» и вытекающие из положения за Москвой-рекой мифологические представления о Замоскворечье как о потустороннем мире и о переходе через реку как символе брака. Черты, выявленные в раннем произведении, прослеживаются в дальнейшем творчестве — в трилогии о Бальзаминове и пьесах «Тяжелые дни» и «Пучина».

Литература:

1. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. — Л.: Наука, 1991. — 206 с.

2. Островский А.Н. Записки замоскворецкого жителя // А.Н. Островский. Полное собрание сочинений: в 12 т. — Т. 1: Художественная проза: Пьесы. 1843–1854 / Под общ. ред. Г.И. Владыкина [и др.]. — М.: Искусство, 1973. — С. 32–61.

3. Островский А.Н. Праздничный сон — до обеда // А.Н. Островский. Полное собрание сочинений: в 12 т. — Т. 2: Пьесы (1856–1866) / Под общ. ред. Г.И. Владыкина [и др.]. — М.: Искусство, 1974. — С. 111–140.

4. Островский А.Н. Свои собаки грызутся — чужая не приставай // А.Н. Островский. Полное собрание сочинений: в 12 т. — Т. 2: Пьесы (1856–1866) / Под общ. ред. Г.И. Владыкина [и др.]. — М.: Искусство, 1974. — С. 315–344.

5. Островский А.Н. За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова) // А.Н. Островский. Полное собрание сочинений: в 12 т. — Т. 2: Пьесы (1856–1866) / Под общ. ред. Г.И. Владыкина [и др.]. — М.: Искусство, 1974. — С. 345–388.

6. Островский А.Н. Тяжелые дни // А.Н. Островский. Полное собрание сочинений: в 12 т. — Т. 2: Пьесы (1856–1866) / Под общ. ред. Г.И. Владыкина [и др.]. — М.: Искусство, 1974. — С. 449–488.

7. Островский А.Н. Пучина // А.Н. Островский. Полное собрание сочинений: в 12 т. — Т. 2: Пьесы (1856–1866) / Под общ. ред. Г.И. Владыкина [и др.]. — М.: Искусство, 1974. — С. 589–640.

8. Потебня А.А. Переправа через воду как представление брака // Древности. Археологический вестник, издаваемый Московским археологическим обществом под ред. д. чл. А.А. Котляревского. — 1867–1868. — Т. I. — М.: Тип. Грачева и К°, 1868. — С. 254–266.

1. Eremina V.I. Ritual and folklore. — L.: Nauka, 1991. — 206 p.

2. Ostrovsky A.N. Notes of a Zamoskvoretsky resident // Ostrovsky A.N. Complete Works: In 12 vols. Vol. 1: Artistic Prose: Plays. 1843–1854 / Under the general. ed. G.I. Vladykina [i dr.]. — M.: Art, 1973. — S. 32–61.

3. Ostrovsky A.N. Festive sleep — before lunch // Ostrovsky A.N. Complete Works: In 12 vols. Vol. 2: Plays (1856–1866) / Under the general. ed. G.I. Vladykina [i dr.]. — M.: Art, 1974. — S. 111–140.

4. Ostrovsky A.N. Their dogs are biting — do not pester someone else // Ostrovsky A.N. Complete Works: In 12 vols. Vol. 2: Plays (1856–1866) / Under the general. ed. G.I. Vladykina [i dr.]. — M.: Art, 1974. — S. 315–344.

5. Ostrovsky A.N. What you go for, you will find (Balzaminov's Marriage) // Ostrovsky A.N. Complete Works: In 12 vols. Vol. 2: Plays (1856–1866) / Under the general. ed. G.I. Vladykina [i dr.]. — M.: Art, 1974. — S. 345–388.

6. Ostrovsky A.N. Hard days // Ostrovsky A.N. Complete Works: In 12 vols. Vol. 2: Plays (1856–1866) / Under the general. ed. G.I. Vladykina [i dr.]. — M.: Art, 1974. — S. 449–488.

7. Ostrovsky A.N. Abyss // Ostrovsky A.N. Complete Works: In 12 vols. Vol. 2: Plays (1856– 1866) / Under the general. ed. G.I. Vladykina [i dr.]. — M.: Art, 1974. — S. 589–640.

8. Potebnya A.A. Crossing the water as a representation of marriage // Antiquities. Archaeological Bulletin, published by the Moscow Archaeological Society, ed. d. member A.A. Kotlyarevsky. Volume I. 1867–1868. — M.: type. Gracheva and Co., 1868. — S. 254–266.

Статья поступила 10.07.2022.

Творчество А.Н. Островского тесно связано с Замоскворечьем. Действие многих пьес происходит именно в этой части Москвы. Островский ярко изображает быт и нравы купечества и мещанства, населявших эту окраину. Недаром драматург получает прозвище «Колумб Замоскворечья». Произведения о Замоскворечье объединяет особый способ осмысления действительности, что позволяет говорить о «замоскворецком тексте» в творчестве Островского.

«Замоскворецкий текст» открывается ранним прозаическим произведением — «Записками замоскворецкого жителя». С первых строк образ Замоскворечья приобретает антиномичную характеристику. Можно выделить два уровня восприятия Замоскворечья. Первый план — внешний. Он представляет собой взгляд со стороны наблюдателя. Второй план — внутренний, то есть взгляд самих жителей на свой район. Причем каждый из ракурсов рассмотрения соединяет в себе противоположные оценки.

Уже в обращении «К читателям» эта часть Москвы осмысляется как особый мир. Неоднократно подчеркивается его таинственность, неизведанность, что и порождает многочисленные слухи, за счет которых и создается образ Замоскворечья. Так, например, для путника это «волшебный мир, населенный сказочными героями тысячи и одной ночи»1. Возникающий здесь сказочный мотив получает развитие и далее. Отмечаются протяженность и широта пространства, характерные для сказки: «Что мудреного, батюшка, я как-то ездила в Царицыно, так проезжала это Замоскворечье — ехали, ехали, и конца ему нет!»2

Если с одной стороны Замоскворечье — сказочно-поэтический мир, то с другой — это мир замкнутый, в котором царят косность и безжизненность. В основу представлений о Замоскворечье ложатся предрассудки. Такое место, как Болвановка, отпугивает жителей только потому, что там некогда стоял идол: «На таких местах хозяева от своих домов отказываются, никто не нанимает, не покупает, да и самим жить жутко»3. Важен акцент на том, что этот идол — «татарский бог»4, то есть нечто чужое для Замоскворечья, а значит, и вызывающее страх. Именно такими суевериями определяется сознание жителей.

Для Цитирования:
Сальникова Влада Игоревна, «Записки замоскворецкого жителя» как пролог к «замоскворецкому тексту» пьес А.Н. Островского. Вопросы культурологии. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: