По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 101.1 DOI:10.33920/pol-01-2408-07

Западная и восточная философии о природе и сущности человека

Вильданова Мариам Ураловна соискатель кафедры философии и культурологии Уфимского университета наук и технологий, 450074, г. Уфа, ул. Гафури, 4, каб. 74. Тел.: 8-927-307-91-84
Вильданов Урал Салимович д-р филос. наук, профессор Исламского колледжа имени Марьям Султановой, 450074, г. Уфа, ул. Гафури, 4, каб. 74. Тел.: 8-927-307-91-84, E-mail: sal_ural@mail.ru

В статье рассматриваются две методологии к осмыслению и раскрытию природы человека: западная и восточная. Западная философия, как и наука, исключает исследование самой личности ученого. Она исследует все, кроме самого исследующего. Он — единственный источник, который ни во что не включен из того, что он исследует. Он не может поставить себя как объект исследования перед самим собой. Каким же образом мыслитель может принять себя в качестве объекта исследования? Никак. Он всегда познающий, но не познаваемый. Западноевропейская методология наук в осмыслении природы человека изначально полагается на диалектику субъект-объектной исследовательской деятельности, к постановке научной гипотезы и ее эмпирического подтверждения экспериментально-опытной базой, которую еще необходимо обосновать теоретическими выводами. Для западной философии истинным является то, что научно доказано и находит подтверждения в научных трудах. Восточная же философия основывается на другой методологии. Ее методологический подход к человеку сконцентрирован на внутренней работе, на познании конкретным человеком собственной природы в практике медитации и созерцания. Когда человек благодаря неразличающей мудрости (Праджне) постигает собственную природу как природу Будды, то любая логика восполняется интуитивным знанием. Для научного мышления такой подход неприемлем, ибо доказательная его база должна основываться на понятийно-категориальной системе познания с ее общими принципами и критерием истинности выводного знания.

Литература:

1. Андросов В.П. Буддийская классика Древней Индии, Слово Будды и трактаты Нагарджуны в переводах с палийского, санскритского. — Москва: Открытый мир, 2008. 512 с.

2. Вильданов У.С. Феномен мыслителя (от разума к мудрости). — Уфа: Изд-е БашГУ, 2004. — 425 с.

3. Вильданов У.С. Феномен мыслителя: гносеологический анализ трансцендентальной субъективности: дисс.…д-ра филос. наук: 09.00.01. — Уфа, 2000. — 411с.

4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1: Общее введение в чистую феноменологию. 2009. 489 с.

5. Дао дэ цзин [Текст]/[Лао-Цзы; пер. с древнекит. Масутаро Кониси, Ян Хин-Шун]. Санкт-Петербург: Лениздат, 2013. — 187 с.

6. Дзэн-буддизм. Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Кацуки С. Практика дзэн. — Бишкек: МП «Одиссей», 1993. 672 с.

7. Достоевский Ф.М. Полное собр. соч. в 30-тт. Т. 10. — Л.: Изд-во Наука, 1074. — 518 с.

8. Дхаммапада: [Буддийс. сб. изречений]/Пер. с пали, введ. и коммент. В.Н. Топорова. Самара: Агни, 1998. 225 с.

9. Судзуки Д.Т. Основные принципы буддизма махаяны. — М., 2002. 382 с

10. Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе. Л., Тируваннамалай: Шри Раманашрам, 1991. 192 с.

1. Androsov V.P. Buddiiskaia klassika Drevnei Indii, Slovo Buddy i traktaty Nagardzhuny v perevodakh s paliiskogo, sanskritskogo [Buddhist classics of Ancient India, the Word of Buddha and treatises of Nagarjuna in translations from Pali, Sanskrit]. M.: Open World, 2008. 512 p. (In Russ.)

2. Vildanov U.S. Fenomen myslitelia (ot razuma k mudrosti) [The phenomenon of the thinker (from reason to wisdom)]. — Ufa: Bashkir State University Publishing House, 2004. — 425 p. (In Russ.)

3. Vildanov U.S. Fenomen myslitelia: gnoseologicheskii analiz transtsendentalnoi sub»ektivnosti [The phenomenon of the thinker: epistemological analysis of transcendental subjectivity]: thesis for the degree of PhD in Philosophy: 09.00.01. — Ufa, 2000. — 411 p. (In Russ.)

4. Husserl E. Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii [Ideas pertaining to a pure phenomenology and phenomenological philosophy]. Book 1: General introduction to pure phenomenology. 2009. 489 p. (In Russ.)

5. Tao Te Ching [Text]/[Lao Tzu; translated from ancient China by Masutaro Konisi, Ian Khin-Shun]. St. Petersburg: Lenizdat, 2013. — 187 p. (In Russ.)

6. Dzen-buddizm. Sudzuki D. Osnovy dzen-buddizma. Katsuki S. Praktika dzen [Zen Buddhism. Suzuki D. Fundamentals of Zen Buddhism. Katsuki S. Zen Practice]. — Bishkek: MP «Odyssey», 1993. 672 p. (In Russ.)

7. Dostoevskii F.M. Complete collection of works in 30 volumes. Vol. 10. — L.: Publishing house Nauka, 1074. — 518 p. (In Russ.)

8. Dhammapada: [Buddhists. Collection of sayings]/Trans. from Pali, introduction and comment by V.N. Toporov. Samara: Agni, 1998. 225 p. (In Russ.)

9. Suzuki D.T. Osnovnye printsipy buddizma makhaiany [Basic principles of Mahayana Buddhism]. — M., 2002. 382 p. (In Russ.)

10. Shri Ramana Makharshi: Vest Istiny i Priamoi Put k Sebe [Sri Ramana Maharshi: The Message of Truth and the Straight Path to Self]. L., Tiruvannamalai: Sri Ramanasramam, 1991. — 192 p. (In Russ.)

Человек с древнейших времен был объектом философских размышлений. Так, в античной Греции знаменитый призыв у входа в храм Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя!», — цепляющий человека до глубины души, так и остался нерешенным. Мыслители всех эпох, памятуя Закон соответствия Гермеса Трисмегиста: «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху. Как внутри, так и снаружи, как с наружи, так и внутри», — размышляли, что, познав себя, они также откроют для себя тайны Вселенной и станут более свободными от многих мирских направленностей своей натуры. Хотя истории развития западноевропейской философии почти три тысячи лет, и этот призыв: «Познай самого себя», — так и остался, и остается нерешенной актуальной проблемой не только для самого мыслителя, но и для всего человечества: оно (человечество) так и не обрело свою гармонизирующую суть, которая распространилась бы на весь остальной мир. Так и мыслитель остался для самого себя всего лишь объектом рефлексивного исследования, как и любой обыватель, который стремится в процессе жизнедеятельности решить для себя, хотя бы на элементарном уровне, проблемы смысла жизни. Мыслитель, весь разбитый на отдельные части диалектикой субъект-объектных отношений, так и остался не узнанным для самого себя. Пережив все это как состояние аномии, отдельные мыслители сделали вывод о том, что познание человеком самого себя, как и все другие философские проблемы, представляет собой открытую и не завершаемую проблему, которую каждый человек в повседневной жизни пытается решить лично сам, но для всего человечества преподнести готовое решение этой проблемы группой мыслителей совершенно нереально. Так, призыв античности: «Познай самого себя» и вопрос, поставленный позже уже Э. Кантом: «Что такое человек?», — так и остались не решенными.

Вся проблема заключается в том, что философия, как и наука, исключает исследование самой личности ученого, исследователя, его «жизненного мира». Она исследует все, кроме самого исследующего. В философии, когда мыслитель сталкивается с объектом (предметом мышления), это мышление полностью отделяется от него. В этом суть субъект-объектных отношений. «Рассмотрим, на какие части мыслитель, как субъект познания, делит сам процесс познания: первое — это субъект познающий, второе — это мир объектов, вещей, которые окружают субъекта познающего. Если этот субъект в целях самопознания движется к себе самому как самопознающий, то следующий за его познанием мир называется им миром мыслей. Это третье является тем, что обычно философы называют «внутренним миром». Но он никак не может быть внутренним, поскольку является внешним по отношению к субъекту познающему. Таким образом, есть два мира внешнего для субъекта познающего (мыслителя). Но и то, и другое — внешнее, поскольку то, что познает субъект познания как свой собственный мир, должно быть снаружи и определено субъект-объектным различением. Итак, так называемый «внутренний мир», чтобы быть познанным как объект, должен быть снаружи, он должен быть отличным от мыслителя. Внутренний мир человека как объект познания должен быть отличным от субъекта. Здесь не может быть и речи о действительном самопознании» [2, с. 66-67].

Для Цитирования:
Вильданова Мариам Ураловна, Вильданов Урал Салимович, Западная и восточная философии о природе и сущности человека. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: