Отношения между Россией и Сербией на протяжении столетий имели для наших стран совершенно уникальное значение, обусловленное переплетением многих факторов: общностью истории, близостью языка, культуры, веры, взаимовыгодными экономическими связями, совместным противостоянием многочисленным врагам [1].
Российско-сербские отношения в течение длительного исторического периода служили фундаментом региональной безопасности на Балканах. В нынешней неопределённой и хаотизированной обстановке, по мнению сербского историка И. Пеич, «вектор европейской интеграции для Сербии является не безальтернативным и не единственным перспективным направлением для интеграционных процессов. Именно Сербия имеет возможность стать центром евразийской интеграции в регионе и лидером новых процессов на Балканах. Прозападный внешнеполитический курс сербского правительства ослабляет позицию России в регионе. Дальнейшее развитие сербско-российских отношений может способствовать усилению геополитического влияния Российской Федерации на Балканах через Сербию и активизации потенциала сотрудничества между государствами» [2].
Сербы чтут память русских добровольцев, прибывших на помощь православным братьям во время Турецко-сербской войны 1876–1877 гг., солдат и офицеров Красной Армии, отдавших свои жизни во время освободительного похода наших войск в Югославию в 1944 г.
Такого благородного отношения к памяти павших воинов Красной Армии, к величайшему сожалению, не увидишь во многих странах Восточной Европы, где похоронены сотни тысяч наших бойцов, отдавших жизни за освобождение мира от фашизма. Наоборот, многие воинские памятники там разрушаются.
В этом контексте прямое отношение в российско-сербским отношениям имеют многие стратегические цели и задачи, провозглашенные в новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации, включая оказание союзникам и партнерам России поддержки в продвижении общих интересов, обеспечении их безопасности и устойчивого развития независимо от получения союзниками и партнерами международного признания и их членства в международных организациях [3].