Вопросы трудоустройства выпускников вузов в последнее время приобретают особую актуальность и привлекают к себе внимание исследователей. Каждый третий выпускник высшей школы в стране является дипломированным безработным или работает не по специальности.
Выпускники вузов – наиболее сложная и проблемная категория граждан для работодателей. Помимо основных проблем трудоустройства, которые ложатся на всех граждан, ищущих работу (таких как низкое финансовое положение, эмоциональный спад и стрессовые расстройства, снижение социального статуса и т. д.), перед выпускниками встают следующие проблемы:
- отсутствие у выпускников вузов требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта;
- дискриминация женщин при приеме на работу;
- дисбаланс между спросом на определенные специальности на рынке труда и существующим предложением специальностей со стороны ищущих работу;
В рыночной экономике ведущую роль в повышении производительности труда играют инженерные кадры. В последние годы, в условиях мирового финансового кризиса и экономических санкций, в Российской Федерации возникают серьезные проблемы в таких ведущих отраслях экономики, как промышленность, строительство и сельское хозяйство.
Проблема трудоустройства выпускников вузов является приоритетной за дачей как для страны, таки для отдельного вуза. Например, в Поволжском государственном технологическом университете (далее – ПГ ТУ) на фоне снижения численности выпускников снижается динамика их трудоустройства. Так, начиная с 2016 г. снижение этого показателя варьирует от 45 до 59 %, при этом численность нетрудоустроенных выпускников составляет от 13,8 до 19 % (рис. 1). Справедливости ради следует отметить, что более 40 % из числа выпускников бакалавров продолжают обучение в магистратуре.
Учитывая это, в Поволжском государственном технологическом университете взят курс не столько на положительную динамику численности обучающихся, сколько на качественную подготовку специалистов и повышение трудовой мотивации. В этих целях появилось много новых инновационных методов обучения: