По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340.112 DOI:10.33920/nik-01-2306-01

Заметки о праве: история и современность (возвращаясь к некоторым темам монографии «Философия права»*)

Розин Вадим Маркович ФГБУН «Институт философии Российской академии наук», Россия, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, E-mail: rozinvm@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4025-2734

Автор исходит из убеждения, что современное право переживает кризис, поэтому наряду с анализом соответствующих вызовов и проблем он обсуждает значимые в правовом отношении черты современности. В статье рассматриваются становление права в античной культуре, формирование в Средние века европейской традиции права, особенности понимания права в России, необходимость исследования и реформирования права в настоящее время на переходе от модерна к фьючекультуре.

Литература:

1. Алексеев С.С. Теория права. — М.: Бек, 1995. — 311 с.

2. Аннерс Э. История европейского права. — М.: Наука, 1999. — 394 с.

3. Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. — М.: Норма, 1998. — 624 с.

4. Гегель. Энциклопедия наук // Философия духа. — М.: Мысль, 1977. — 471 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://fil.wikireading.ru/26829 (дата обращения: 01.09.2022).

5. Громыко Ю.В. Проблемы восстановления справедливости в России // Россия. — 2010. — № 3.

6. Даль В.И. Толковый словарь. — М.: ГИС, 1955. — Т. 3. — 555 с.

7. Золотухина Н.М., Толстопятенко Г.П. История политической и правовой мысли в России XI — начала XVII в. // Русская политическая и правовая мысль XI–XIX вв. Реф. сб. — М.: ИНИОН, 1987. — 208 с.

8. Ионин Л.Г. Социология культуры. — М.: Логос, 1996. — 280 с.

9. Мизулин М.Ю. Философия политики: власть и право. — Ярославль: Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, 1997. — 209 с.

10. Новицкий И.Б. Римское право. — М.: Ассоц. гум. знание, 1993. — 245 с.

11. Памятники древнерусской литературы. — Л.: АН СССР, 1932. — Вып. 3: Слово Даниила Заточника по редакциям XII–XIII вв. и их переделкам. — 166 с.

12. Пивоваров Ю.С. Русская политическая и правовая мысль XIX — начала XX в. — М.: ИНИОН, 1987. — 220 с.

13. Рене Давид. Основные правовые системы современности. — М.: Прогресс, 1988. — 496 с.

14. Розин В.М. Природа социальности. Проблемы методологии и онтологии социальных наук. — М., 2015. — 278 с.

15. Розов Н.Н. Синоидальный список сочинений Илариона — русского писателя XI в. // Slavia. — 1963. — С. 141–175.

16. Русская политическая и правовая мысль XI–XIX вв. Реф. сборник. ИНИОН АН СССР. — М., 1987. — 245 с.

17. Цымбурский В.Л. Полемика с А.С. Панариным // Модернизация и национальная культура. — М., 1996. — 127 с.

18. Хомяков А. Полн. собр. соч. — 4-е изд. — Т. 1. — М.: Унив. тип., 1911. — 408 с.

19. Этика Аристотеля. — СПб.: Изд. Философскаго общества при Императорском С.П-ском ун-те, 1908. — 276 с.

1. Alekseev S.S. Teoriya prava. — M.: Bek, 1995. — 311 s.

2. Anners E. Istoriya evropejskogo prava. — M.: Nauka, 1999. — 394 s.

3. Berman G.D. Zapadnaya tradiciya prava: epoha formirovaniya. — M.: Norma, 1998. — 624 s.

4. Gegel. Enciklopediya nauk // Filosofiya duha. — M.: Mysl', 1977. — 471 s. — https://fil.wikireading.ru/26829.

5. Gromyko Yu.V. Problemy vosstanovleniya spravedlivosti v Rossii // Rossiya. — 2010. — № 3.

6. Dal' V.I. Tolkovyj slovar'. — M.: GIS, 1955. — T. 3. — 555 s.

7. Zolotuhina N.M., Tolstopyatenko G.P. Istoriya politicheskoj i pravovoj mysli v Rossii XI — nachala XVII v. // Russkaya politicheskaya i pravovaya mysl' XI–XIX vv. Ref. sb. — M.: INION, 1987. — 208 s.

8. Ionin L.G. Sociologiya kul'tury. — M.: Logos, 1996. — 280 s.

9. Mizulin M.Yu. Filosofiya politiki: vlast' i pravo. — Yaroslavl': Yarosl. gos. un-t im. P.G. Demidova, 1997. — 209 s.

10. Novickij I.B. Rimskoe pravo. — M.: Assoc. gum. znanie, 1993. — 245 s.

11. Pamyatniki drevnerusskoj literatury. — L.: AN SSSR, 1932. Vyp. 3: Slovo Daniila Zatochnika po redakciyam XII–XIII vv. i ih peredelkam. — 166 s.

12. Pivovarov Yu.S. Russkaya politicheskaya i pravovaya mysl' XIX — nachala XX v. — M.: INION, 1987. — 220 s.

13. Rene David. Osnovnye pravovye sistemy sovremennosti. — M.: Progress, 1988. — 496 s.

14. Rozin V.M. Priroda social'nosti. Problemy metodologii i ontologii social'nyh nauk. — M., 2015. — 278 s.

15. Rozov N.N. Sinoidal'nyj spisok sochinenij Ilariona — russkogo pisatelya XI v. // Slavia., 1963. — S. 141–175.

16. Russkaya politicheskaya i pravovaya mysl' XI–XIX vv. Ref. sbornik. INION AN SSSR. — M., 1987. — 245 s.

17. Cymburskij V.L. Polemika s A.S. Panarinym // Modernizaciya i nacional'naya kul'tura. — M., 1996. — 127 s.

18. Homyakov A. Poln. sobr. soch., 4-e izd. T. 1. — M.: Univ. Tip., 1911. — 408 s.

19. Etika Aristotelya. Spb. Izd. Filosofskago Obshchestva pri Imperatorskom — S.P-skom Un-te, 1908. — 276 s.

* Розин В.М. Философия права: Генезис права. Особенности юридического мышления. Преступная личность. — М.: ЛЕНАНД, 2016. — 256 с.

Статья поступила 18.09.2022.

Начиная с 1990-х гг. общество в России стремилось построить правовое демократическое государство. Но что мы понимаем под правом? Вряд ли я сильно ошибусь, имея в виду общераспространенное понимание, если скажу так: право — это то, что мне может предоставить и гарантировать именно государство. А вот что пишет о праве Гегель, осмысляя западное понимание права: «Право и все его определения основываются исключительно на свободной личности, на самоопределении <...> общество есть то состояние, единственно в котором право только и имеет свою действительность <...> мое право на известную вещь есть не только владение, но в качестве владения известного лица оно есть собственность, правовое владение <...> то, что полагается в отношении явления, в отношении к другому лицу, — развивается до обязанности другого уважать мое право» [4, c. 294]. Вдумайтесь, какие понятия использует Гегель, говоря о праве: «свободная личность», «самоопределение» личности, «частная собственность», «гражданское общество», «обязанность другого уважать мое право». И не просто использует, в европейской цивилизации начиная с Античности складываются и совершенствуются договорные правовые отношения (в средневековой Европе, если сюзерен, будь он хоть сам король, нарушал договорные отношения, его вассалы могли с оружием в руках выступить против него), а в Новое время, особенно под влиянием идей Просвещения, формируется свободная, но уважающая права других личность.

Западное общество веками вырабатывало любовь к суду и праву. Еще в XI–XII вв. рыцари и благородные гранды считали честью выиграть дело в суде. «Взаимность феодальных обязательств, — пишет известный историк права Г.Д. Берман, — выравнивание феодальных привилегий и иерархия феодальных юрисдикций подкреплялись любовью феодальной аристократии к сутяжничеству. Это считалось показателем доблести. “Сутяжничество как любимая баронами форма конфликта уступало только междоусобным распрям и войнам”, — пишет Хеер. В самом деле, отмечает он далее, и поединок на поле боя, и поединок в суде были схваткой один на один. В ходу были такие выражения: “Бог и мое право — пусть Бог разрешит спор, в дуэли и в божьем суде”. Сутяжничество высших классов, как и понятие взаимности прав между сеньорами и вассалами, не только составляло структурный элемент в системе феодального права, но и знаменовало важный вклад последнего права в развитие правового сознания Запада, которое отличается от правового сознания многих незападных культур своей сильной приверженностью к формальной защите прав как способу разрешения споров» [3, c. 294].

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, Заметки о праве: история и современность (возвращаясь к некоторым темам монографии «Философия права»*). Вопросы культурологии. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: