Уважать ГРМ меня научили ветераны-автогонщики, опытные мотористы старой школы. «Главное в движке — “голова” с распредвалом и клапанами, — говорили они, — она все решает. А поршневая — ерунда, болванки». С того времени в устройстве ДВС если что и поменялось, то только в сторону подкрепления этой старорежимной теории.
Газораспределительный механизм и его привод могут быть устроены или до слез примитивно, или невероятно заумно, но почти всегда в нем будет ремень. Наверное, все знают, что он может порваться — и тогда сердце владельца замирает с трепетом: загнет или не загнет? Но и без обрыва бывают очень неприятные случаи, порой непонятные и загадочные.
Гнутся клапаны, не всегда, но часто. В верхней части цилиндра современного двигателя очень тесно — тут расположены два или четыре клапана, свеча, часто форсунка, низкий «свод» головки из-за высокой степени сжатия. И стоит только клапану «замешкаться» в открытом положении, как поршень, поднимаясь к своей верхней мертвой точке, достает до него. В худшем случае шток клапана гнется, направляющая втулка деформируется, клапан заклинивает в открытом положении, поршень повреждается либо разрушается от удара об него, обломки крушат стенки цилиндра — и двигатель отправляется в капремонт или на свалку. В лучшем (если можно так сказать) случае клапан лишь подгибается, иногда двигатель даже работает, хотя нестабильно и с необычным звуком.
Ремень ГРМ обрывается прежде всего по причине износа. Но есть и другие основания для неприятностей — например, неправильная работа направляющих и натяжных роликов в приводе. Ролик может вращаться с перекосом, что вызывает неравномерный — и, значит, преждевременный — износ ремня. Одна из нередких причин внезапного выхода ремня из строя — заклинивание ролика. Причем у многих двигателей таким роликом служит шкив привода насоса системы охлаждения, который может заклинить вследствие разрушения подшипника самого насоса.
Собственно, обрыва как такового может и не быть — и на вполне свежем, и на старом, честно отслужившем свое ремне может просто срезать один-два зуба. Происходит это при нештатных нагрузках — например, старый ремень может не выдержать холодного пуска морозным утром, а старт заледеневшего двигателя с буксира (особенно дизелей) может угробить и новый ремень. Самый коварный случай, когда из-за некорректных действий водителя уже «подуставший» ремень перескакивает на один-два зуба на шкивах. Фазы газораспределения смещаются, двигатель не может нормально работать в принципе, но никаких внешних признаков неисправности ГРМ нет. Из-за этого некоторые автовладельцы ремонтируют топливную аппаратуру, меняют поршневые кольца, датчики, модули зажигания — вместо того чтобы поехать на хорошую СТО с грамотными специалистами и проверить метки на шкивах привода ГРМ.