В Федеральном законе № 44, посвященном организации контрактной системы в сфере закупок, определяются базисные особенности проведения закупочных операций с позиции реализации социальных функций органами государственной и муниципальной власти.
Часть 2 ст. 24 ФЗ № 44 определяет способы установления приемлемого поставщика. Наиболее популярными среди них считаются открытый конкурс, запрос котировок и запрос предложений.
Открытый конкурс. Законодатель задумывал, что открытый конкурс станет самым популярным способом заключения контрактов разного уровня в РФ при закупке работ по строительству, реконструкции и капремонту ОКС.
На практике ситуация с открытым конкурсом не всегда столь однозначна: закупка осуществляется только в том случае, если объект контракта не считается технически сложным (и, соответственно, если есть ограничения по начальной цене договора). Если объект относится к категории технически сложных (например, здесь идет речь в первую очередь об искусственных дорожных сооружениях), то в этом случае проводится конкурс с ограниченным участием.
Старт закупочной кампании по открытому конкурсу — публикация извещения в ЕИС. Структурно такое извещение содержит следующие данные: условия контракта, его количественно-качественные характеристики, НМЦК, формат получения необходимой конкурсной документации, сроки предъявления заявок, сроки определения результатов, формат внесения обеспечения.
Открытый конкурс признается несостоявшимся в следующих случаях:
- все поданные заявки были отклонены;
- на конкурс подали только одну заявку, которая соответствует всем требованиям;
- были рассмотрены заявки, но только одна из них полностью соответствует требованиям документации.
В двух последних вариантах инициатору конкурса необходимо согласование своего решения с ФАС, после чего субъект имеет право провести закупку у единственного поставщика.
Если не было подано вообще никаких заявок, то в этом случае закупка начинается заново. При этом: