По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Законопроект о посреднических цифровых платформах

Александр Афонин партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности «Афонин, Божор и партнеры»

Государственная Дума РФ 22 июля в третьем чтении приняла нашумевший еще на этапе законопроекта закон о платформенной экономике. В Правительство законопроект внесли совсем недавно, в начале июля, скорость рассмотрения очевидно свидетельствует о актуальности этой темы для экономики, так что стоит ожидать оперативной трансформации законопроекта в закон. Если Совет Федерации и президент одобрят документ, то закон вступит в силу с 1 октября 2026 года.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что цель изменений — создание безопасной цифровой среды на посреднических цифровых платформах (так называются в законе маркетплейсы) и определение правовых условий их работы.

Если исходить из практического смысла, эта инициатива направлена на решение давно существующей проблемы с ограничением прав продавцов (селлеров) со стороны администрации маркетплейсов. Большая часть документа посвящена регулированию отношений между селлерами и администрацией маркетплейсов, названных в тексте проекта «посредническими цифровыми платформами». Критерий отнесения площадки к категории маркетплейсов определен так: возможность создания карточек товаров, размещения заказов и заключения договоров между пользователями площадки.

Правительство планирует использовать маркетплейсы для выявления правонарушений. Это вполне соответствует общему тренду — законодатель делает активные попытки защитить пользователей от мошенников. Например, уже внедрены особые требования к операторам мессенджеров и организаторам распространения информации, цель которых пресечение нарушений со стороны пользователей.

Что поменяется?

Во-первых, маркетплейсы обяжут регистрироваться в особом реестре, а селлеров — верицифироваться с помощью ЕГРЮЛ или портала Госуслуг. Эти требования должны минимизировать количество фиктивных регистраций.

Во-вторых, маркетплейсы обяжут подключиться к информационному обмену с налоговой службой и другими государственными органами. Такое требование вводят, чтобы отследить, платят продавцы налог с каждой операции или пытаются уйти от налогообложения.

В-третьих, в обязанность маркетплейса будет входить установка ограничений на систематическую и продолжительную работу заказчиков услуг с их исполнителями. Предполагается, что это поможет в борьбе с маскировкой трудовых отношений за счет заказа услуг у самозанятых и ИП. Критерии такой «систематичности» должно установить Правительство.

И наконец, администрация маркетплейса будет обязана обеспечить условия для стандартизации товаров и услуг, а именно: публиковать информацию о добровольной сертификации продукции и размещать стандарты качества и безопасности услуг.

Для Цитирования:
Александр Афонин, Законопроект о посреднических цифровых платформах. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: