В пояснительной записке к законопроекту сказано, что цель изменений — создание безопасной цифровой среды на посреднических цифровых платформах (так называются в законе маркетплейсы) и определение правовых условий их работы.
Если исходить из практического смысла, эта инициатива направлена на решение давно существующей проблемы с ограничением прав продавцов (селлеров) со стороны администрации маркетплейсов. Большая часть документа посвящена регулированию отношений между селлерами и администрацией маркетплейсов, названных в тексте проекта «посредническими цифровыми платформами». Критерий отнесения площадки к категории маркетплейсов определен так: возможность создания карточек товаров, размещения заказов и заключения договоров между пользователями площадки.
Правительство планирует использовать маркетплейсы для выявления правонарушений. Это вполне соответствует общему тренду — законодатель делает активные попытки защитить пользователей от мошенников. Например, уже внедрены особые требования к операторам мессенджеров и организаторам распространения информации, цель которых пресечение нарушений со стороны пользователей.
Что поменяется?
Во-первых, маркетплейсы обяжут регистрироваться в особом реестре, а селлеров — верицифироваться с помощью ЕГРЮЛ или портала Госуслуг. Эти требования должны минимизировать количество фиктивных регистраций.
Во-вторых, маркетплейсы обяжут подключиться к информационному обмену с налоговой службой и другими государственными органами. Такое требование вводят, чтобы отследить, платят продавцы налог с каждой операции или пытаются уйти от налогообложения.
В-третьих, в обязанность маркетплейса будет входить установка ограничений на систематическую и продолжительную работу заказчиков услуг с их исполнителями. Предполагается, что это поможет в борьбе с маскировкой трудовых отношений за счет заказа услуг у самозанятых и ИП. Критерии такой «систематичности» должно установить Правительство.
И наконец, администрация маркетплейса будет обязана обеспечить условия для стандартизации товаров и услуг, а именно: публиковать информацию о добровольной сертификации продукции и размещать стандарты качества и безопасности услуг.