Имущественное законодательство, в частности Гражданский кодекс Российской Федерации не содержат понятие «защитное сооружение гражданской обороны». Однако в современной литературе, описывающей объекты недвижимости, встречается понятие «объект специального назначения» или «специализированные объекты недвижимости». Под данным понятием понимаются объекты, ограниченные конкретным видом функционального использования, имеющие закрытый, неконкурентный, пассивный или асимметричный рынок либо вообще такового не имеющие. В данном случае подразумеваются здания и сооружения: гаражи, боксы, мосты, автодороги, площадки, ограждения, инженерные сети и коммуникации и прочее, при проведении оценки которых необходимо точное определение самого объекта оценки и его физических характеристик. Защитные сооружения гражданской обороны являются недвижимостью специального назначения. Оценка объектов специального назначения проводится с использованием следующих данных: свидетельство о государственной регистрации права; договор куплипродажи или аренды имущества; сведения об обременении имущества; технический паспорт на объект; кадастровый паспорт на объект.
Гражданский кодекс выделяет четыре основных вида прав собственности: государственная собственность (имущество, принадлежащее РФ); муниципальная собственность (имущество, принадлежащее муниципальным образованиям); об ластная собственность (имущество принадлежащее субъектам РФ); частная собственность (имущество, принадлежащее юридическим и физическим лицам). Согласно имущественному законодательству право собственности включает в себя три основных правомочия: владение, пользование и распоряжение. Таким образом, защитное сооружение гражданской обороны, как объект имущества, может находиться во владении, пользовании или распоряжении государственной, муниципальной, областной или же частной собственности.
Земельный кодекс Российской Федерации содержит понятие «земли промышленности и иного специального назначения», включающие в себя категорию «земли обороны и безопасности». Признается, что земельные участки, предназначенные для содержания инженерно-строительных сооружений, находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Российской Федерации, являются государственной собственностью. (Земельный кодекс Российской Федерации ст. 93, п. 3). При необходимости временного использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются. (Земельный кодекс Российской Федерации ст. 93, п. 2). Следовательно, инженерно-строительные сооружения, расположенные на землях промышленности и иного специального назначения являются собственностью Российской Федерации. Кроме того предусмотрена возможность аренды, пользования данных участков другими собственниками. Однако на практике защитное сооружение гражданской обороны, земельный участок, на котором оно расположено редко рассматривается в таком свете. Во многих случаях, защитное сооружение гражданской обороны может являться встроенным в здание, в результате чего учитываться как часть здания, расположенного на землях населенных пунктов. В результате чего зачастую возникают проблемы с невозможностью определения собственника защитного сооружения или же собственник, не дифференцируя защитное сооружение, проводит реконструкцию, фактически уничтожая объект гражданской обороны.
В законодательстве, регулирующем гражданскую оборону, существует несколько законов и норм, на основании которых осуществляется учет и эксплуатация защитных сооружений гражданской обороны. Учетом занимаются органы исполнительной власти, местного самоуправления, организации эксплуатирующих защитное сооружение. В организациях назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит установление правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Это закреплено Приказом МЧС 15.12.02 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Данный нормативный документ предусматривает определенный порядок ремонта, обслуживания помещений и оборудования защитных сооружений, назначение ответственных лиц, разрабатывающих необходимую проектно-сметную документацию и организующих выполнение спланированных работ. Готовность и использование защитных сооружений по предназначению обеспечивают начальник гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся (п. 1.3, 1.7 Приказ МЧС от 15.12.02 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»).
Учет защитных сооружений ведется в федеральных органах исполнительной власти; региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления; в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Документальным основанием для ведения учета, а также основным документов защитного сооружения гражданской обороны, является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту защитного сооружения являются копии поэтажных планов и эксплуатаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией — балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт защитного сооружения оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации, сведения о наличии защитного сооружения представляются в МЧС, орган управления по делам гражданской обороны присваивает инвентарные номера каждому защитному сооружению.
Подтверждение вышесказанному мы находим и в положении № 359 «О порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями». Управление организациями имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны осуществляется органами государственной власти с учетом заключения соответствующего штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (п. 1 постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 359). Кроме того, законодательство предусматривает право ответственного хранения и хозяйственного ведения защитного сооружения гражданской обороны. Объекты могут передаваться преемнику на хранение. К данным объектам могут относиться пункты управления органов исполнительной власти, министерств, ведомств и организаций, с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом («Объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны, встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны»).
Процедура предусматривает заключение с правопреемником приватизируемого предприятия договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. Согласно договору предприятие-правопреемник обязано сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению, выполнять мероприятия по защите рабочих и служащих от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в условиях мирного и военного времени, их жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях, участвовать в создании служб и не военизированных формирований гражданской обороны, обеспечивать уполномоченным лицам штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и органов инспекции доступ на предприятие и исполнение обязанностей по контролю за выполнением предприятием требований нормативных документов по гражданской обороне и обязательств.
Право собственности защитные сооружения закреплено постановлением Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 № 3020-1. Оно предусматривает различные формы собственности: собственности Российской Федерации, собственности субъектов российской Федерации и собственности муниципальных образований, кроем того предусмотрена частная собственность.
Важнейшим нормативным актом, на основании которого происходит управление, в частности определение собственника защитного сооружения, это Федеральный закон № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Организации гражданской обороны (формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. То есть предусмотрен порядок создания организаций, эксплуатирующих защитное сооружение, который устанавливается Правительством Российской Федерации. Правительство осуществляет контроль и учет защитных сооружений, право собственности остается за организацией, создавшей защитное сооружение.
Таким образом, можно говорить о том, что имущественное законодательство (Гражданский кодекс Российской Федерации), Земельный кодекс Российской Федерации, законодательство, регулирующее гражданскую оборону, имеют нестыковки в плане учета защитных сооружений.