Статья поступила 16.06.2019
На разных исторических этапах вопрос взаимодействия Церкви и государства в регулировании общественных отношений складывался по-разному. Особенности этого взаимодействия зависели от силы влияния Церкви на политику государства, от степени воцерковленности населения, от авторитета руководителя страны и многого другого. Тем не менее законотворческая инициатива государства всегда опиралась на религиозно-нравственные традиции и особенности национальной культуры.
Также необходимо признать, что в разные времена религия использовалась государственными лидерами для достижения политических целей. Правящие элиты в зависимости от степени влияния Церкви на политический электорат старались опираться на религиозные институты для усиления своей власти. Во многих странах законодательство пронизано религиозными нормами, которые имеют серьезное регулятивное значение.
Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет светскую систему властвования, и государство не вмешивается в дела Церкви, а Церковь не вмешивается в дела государства. Но мы понимаем, что механизмы государственного регулирования могут прямо и косвенно влиять на религиозные организации. Вопросы государственной регистрации религиозной организации, налогообложение ее как юридического лица, использование святынь, имеющих статус памятников архитектуры, и многое другое — это все рычаги влияния на религиозную организацию. Такое влияние необходимо использовать очень осторожно и ответственно.
Многие страны определяют место своей религии ни много ни мало как национальной и господствующей. Все привыкли к сильной роли духовенства в мусульманских странах. А.Л. Панищев, описывая культуру исламских стран, отмечает: «Юридический закон имеет действительную силу лишь при условии его соответствия религиозной догматике» [11, с. 77]. В ряде стран Востока и Северной Африки исламские нормы закреплены в Конституции, а Уголовный кодекс составлен на основе шариата. К таким государствам уместно отнести Саудовскую Аравию, Пакистан, Египет, Катар, даже вполне демократический Иран. В этих странах Сунна и Коран являются главными книгами, закладывающими основы мусульманского права. А политические руководители зачастую являются и духовными лидерами, и гарантами соблюдения мусульманского права.