По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 295.48 DOI:10.33920/nik-01-2002-07

Законодательные аспекты взаимодействия государства и религиозных организаций

Савушкин Сергей Петрович ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Россия, 299053, Республика Крым, Севастополь, ул. Университетская, д. 33, e-mail: alexeipl1980@mail.ru

В данной статье рассказывается о взаимосвязи религиозно-нравственных традиций и государственного регулятивного аппарата. Подчеркивается значительное место религии в Конституции и законодательных актах России и других стран. В работе говорится о некоторых аспектах Федерального закона «О свободе совести и вероисповедания» и об опасности миссионерской экспансии извне. Религия является не только частью духовной жизни страны, источником этических норм, но и серьезным политическим фактором. Через инокультурные религиозные группы возможны ослабление страны, утрата ею государственного суверенитета. В России государственность формировалась на основе традиций Православной церкви, поэтому от ее благополучия в значительной мере зависят возможности в развитии Российского государства. Качественные и взвешенные государственно-конфессиональные отношения — основа духовной безопасности России.

Литература:

1. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б.А. Введенский. — М., 1955.

2. Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. — М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. — 672 с.

3. Гаджимирзаев М.М. Нормативно-правовая основа свободы совести и вероисповедания. — 2012 [Электронный ресурс]. — URL: https://superinf.ru/view_helpstud. php?id=2499 (дата обращения: 10.06.2019).

4. Залужный А.Г. Право. Религия. Закон / А.Г. Залужный. — М.: Научная книга, 2008. — 360 с.

5. Калинин В.Н. Право и безопасность // Религия. Общество. Государство. — 2005. — № 3 (16), август [Электронный ресурс]. — URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_16_22.htm (дата обращения: 10.06.2019).

6. Конституции государств Европы: В 3 т. — Т. 1 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. — М., 2001.

7. Конституции государств Европы: В 3 т. — Т. 2 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. — М., 2001.

8. Мунчаев Ш.М. Религия. История и современность. — Гл. 16 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.booksite.ru/localtxt/rel/igy/and/17.htm#01 (дата обращения: 10.06.2019).

9. Основы социальной концепции Русской православной церкви, 2000. — Гл. 3 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 10.06.2019).

10. Панищев А.Л. Архетип государственности в религиозном сознании человека / А.Л. Панищев. Курский институт социального образования (филиал) РГСУ. — Курск: ООО «Мечта», 2010. — 194 с.

11. Панищев А.Л. Культура ислама / А.Л. Панищев // Вопросы культурологии. — 2014. — № 11. — С. 64–78.

12. Франческо Марджотта Брольо. Религия и юридические системы. Введение в сравнительное церковное право / Франческо Марджотта Брольо, Чезаре Мирабели, Франческо Онида. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008. — 437 с.

Статья поступила 16.06.2019

На разных исторических этапах вопрос взаимодействия Церкви и государства в регулировании общественных отношений складывался по-разному. Особенности этого взаимодействия зависели от силы влияния Церкви на политику государства, от степени воцерковленности населения, от авторитета руководителя страны и многого другого. Тем не менее законотворческая инициатива государства всегда опиралась на религиозно-нравственные традиции и особенности национальной культуры.

Также необходимо признать, что в разные времена религия использовалась государственными лидерами для достижения политических целей. Правящие элиты в зависимости от степени влияния Церкви на политический электорат старались опираться на религиозные институты для усиления своей власти. Во многих странах законодательство пронизано религиозными нормами, которые имеют серьезное регулятивное значение.

Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет светскую систему властвования, и государство не вмешивается в дела Церкви, а Церковь не вмешивается в дела государства. Но мы понимаем, что механизмы государственного регулирования могут прямо и косвенно влиять на религиозные организации. Вопросы государственной регистрации религиозной организации, налогообложение ее как юридического лица, использование святынь, имеющих статус памятников архитектуры, и многое другое — это все рычаги влияния на религиозную организацию. Такое влияние необходимо использовать очень осторожно и ответственно.

Многие страны определяют место своей религии ни много ни мало как национальной и господствующей. Все привыкли к сильной роли духовенства в мусульманских странах. А.Л. Панищев, описывая культуру исламских стран, отмечает: «Юридический закон имеет действительную силу лишь при условии его соответствия религиозной догматике» [11, с. 77]. В ряде стран Востока и Северной Африки исламские нормы закреплены в Конституции, а Уголовный кодекс составлен на основе шариата. К таким государствам уместно отнести Саудовскую Аравию, Пакистан, Египет, Катар, даже вполне демократический Иран. В этих странах Сунна и Коран являются главными книгами, закладывающими основы мусульманского права. А политические руководители зачастую являются и духовными лидерами, и гарантами соблюдения мусульманского права.

Для Цитирования:
Савушкин Сергей Петрович, Законодательные аспекты взаимодействия государства и религиозных организаций. Вопросы культурологии. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: