Российская Федерация обладает богатейшими земельными ресурсами, в том числе землями сельскохозяйственного назначения, которые согласно Земельному кодексу являются особо ценными и подлежат особой охране [1]. Теоретически особый правовой статус таких земель подчеркивает их значимость, прежде всего как компонента природной среды и главного средства производства в сельском хозяйстве.
Несмотря на повсеместно проводимые мероприятия, фактический хозяйственный результат использования сельскохозяйственных земель и тенденция роста нарушенных земель свидетельствуют о слабости правовых институтов их защиты, что определяет одну из важнейших проблем земельных отношений и подтверждает научную и практическую значимость исследования.
Темпы роста площадей нарушенных земель выше темпов их рекультивации [8, с. 47]. Для восстановления деградированных и нарушенных земель ведущие ученые, такие как С.Н. Волков, С.А. Липски, В.В. Косинский, П.Ф. Лойко и другие, предлагают обновление законодательного регулирования, в рамках которого предлагается целесообразное правовое обеспечение системы распределения ресурсов и ресурсных доходов [8].
Проблемы рационального использования сельскохозяйственных земель актуальны как для сельскохозяйственного производства всей страны, так и для отдельных субъектов РФ, но межрегиональная дифференциация качества сельскохозяйственных земель в РФ вследствие природно-климатической разнородности усложняет проблему.
Так, Ленинградская область относится к зоне рискованного земледелия, что требует в решении проблемы использования плодородных земель отдельного концептуального подхода, направленного на сглаживание природно-климатического дифференциала.
Объектом исследования являются земли сельскохозяйственного назначения Ленинградской области.
Предметом исследования являются правовые механизмы реализации земельных отношений.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой отличающиеся высоким плодородием (производительным потенциалом) ресурсы, а значит, они являются основным средством сельскохозяйственного производства, призванным обеспечить основную из конституционных гарантий — продовольственную безопасность страны. Но в земельном законодательстве отсутствуют механизмы всесторонней защиты этой категории земель.