По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Законодательное обеспечение реализации прав граждан на охрану здоровья. Современные вызовы

А. Н. Пищита доктор медицинских наук, доктор юридических наук, профессор кафедры «Организация здравоохранения и общественного здоровья», ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, г. Москва, е-mail: alexpischita@mail.ru
Н. Г. Гончаров доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой «Организация здравоохранения и общественного здоровья», ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, г. Москва
А. Л. Пиддэ доктор экономических наук, профессор кафедры «Организация здравоохранения и общественного здоровья, ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, г. Москва
О. Ю. Рахимова доктор медицинских наук, профессор кафедры «Организация здравоохранения и общественного здоровья», ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, г. Москва
Л. Д. Просяник кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ, доцент кафедры «Организация здравоохранения и общественного здоровья», ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, г. Москва
М. И. Преображенская кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Организация здравоохранения и общественного здоровья», ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, г. Москва
Ю. Я. Бойченко кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Организация здравоохранения и общественного здоровья», ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, г. Москва
В. П. Клочков ассистент кафедры «Организация здравоохранения и общественного здоровья», ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, г. Москва

В статье анализируются структура отечественного законодательства в сфере здравоохранения и законодательное обеспечение защиты прав граждан на охрану собственного здоровья в условиях реформирования отечественного здравоохранения.

Литература:

1. Актуальные проблемы правового обеспечения лечебно-профилактических учреждений: Руководство; под ред. А.И. Вялкова, Н.Ф. Герасименко, В.З. Куренко. – М.: ООО «Профтек», 2002. – С. 6.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу 3 января 1976 г.): Международные акты о правах человека: сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. – 2-е изд., доп.– М.: Изд. «НОРМА», 2002. – С. 46.

3. Статья 41 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.). – СПС «Гарант».

4. Статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). – СПС «Гарант».

5. Статья 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). – СПС «Гарант».

Проблемы российского здравоохранения на современном этапе развития, в части обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью, связаны с некоторыми причинами, унаследованными от советской системы здравоохранения, в числе которых:

– недооценка значения демографического фактора в обеспечении экономического развития и обороноспособности государства;

– преимущественно одноканальное бюджетное финансирование здравоохранения по остаточному принципу;

– зависимость финансирования учреждений системы здравоохранения от объема оказанных медицинских услуг, а не от результатов оказанной медицинской помощи;

– утрата понимания охраны здоровья граждан в его истинном значении, как сохранение и укрепление существующего здоровья отдельных граждан, однородных групп и населения в целом.

В начале 90-х годов прошлого века законотворчество в сфере охраны здоровья граждан в РФ носило бессистемный характер. Но с 1997 года началось планомерное формирование «Кодекса законов РФ об охране здоровья». За этот период времени было принято более 50 федеральных законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере охраны здоровья граждан. На современном этапе «Кодекс законов РФ об охране здоровья» включает следующие блоки законов.

Первый блок – надзорные законы, гарантирующие безопасные условия жизни человека и среды обитания.

Второй блок – законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни.

Третий блок – законы, гарантирующие права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Четвертый блок – законы, гарантирующие права медицинских работников и устанавливающие ответственность за правонарушения в сфере охраны здоровья.

Пятый блок – законы, регламентирующие организацию и деятельность национальной системы здравоохранения.

Шестой блок – законы, регулирующие финансирование здравоохранения.

Седьмой блок – законы, регулирующие отдельные отрасли медицинской деятельности [1].

Указанная структура «Кодекса законов РФ об охране здоровья» отражает результаты законотворческого процесса в РФ за последние 20 лет. Однако ни один из приведенных федеральных законов не регламентирует правоотношения по вопросам охраны здоровья здоровых граждан (в конкретном значении этого понятия), не обеспечивает законодательного закрепления прав граждан на сохранение и укрепление своего здоровья, не предоставляет способы и механизмы реализации прав граждан на здоровый образ жизни и меру ответственности за нарушение этих норм.

Для Цитирования:
А. Н. Пищита, Н. Г. Гончаров, А. Л. Пиддэ, О. Ю. Рахимова, Л. Д. Просяник, М. И. Преображенская, Ю. Я. Бойченко, В. П. Клочков, Законодательное обеспечение реализации прав граждан на охрану здоровья. Современные вызовы. Экономист лечебного учреждения. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: