Установлению экспериментального режима предшествует ряд обязательных процедур с привлечением отраслевых органов власти в целях всесторонней оценки возможных рисков проведения правового эксперимента. Финальное решение о возможности проведения правового эксперимента принимается Правительством.
Программа экспериментального правового режима представляет собой акт специального регулирования, устанавливающий специальное регулирование для конкретного экспериментального правового режима. При этом такое регулирование применяется только для участников «регуляторной песочницы» со строгим ограничением по времени и территории.
Для участия в экспериментальном правовом режиме организации должны соответствовать всем требованиям, установленным программой экспериментального правового режима.
Отдельно закрепляются положения о защите прав граждан, вступивших в правоотношения с участниками эксперимента посредством предоставления полной информации о нем, участник экспериментального правового режима может принять решение о добровольном страховании рисков.
Экспериментальный правовой режим устанавливается сроком до трех лет, возможно его продление на 1 год. Экспериментальный правовой режим подлежит незамедлительному приостановлению или прекращению при возникновении рисков нарушения конституционных прав и свобод граждан.
В случае если эксперимент успешен, Правительство может принять решение о соответствующем изменении закона или иного нормативного акта для создания оптимальных условий для инновационной деятельности в Российской Федерации.
Минэкономразвития также были подготовлены два законопроекта-спутника, которые обеспечивают возможность запуска первых 8 правовых экспериментов для апробации цифровых инноваций. Это проекты в сфере медицинской деятельности, телекоммуникаций, беспилотного транспорта, искусственного интеллекта в сфере услуг, анализа больших данных. В настоящее время оба законопроекта-спутника проходят межведомственное согласование.