По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.512

Задачи и направления развития сектора исследований и разработок

Пономарёв А.К. вице-президент Сколковского института науки и технологий по стратегии и связям с индустрией, Инновационный центр «Сколково», г. Москва, ул. Нобеля, д. 3., e-mail: inbox@skoltech.ru

Создаваемая в стране технологическая платформа — это мягкая форма кооперации производственной и образовательной сфер деятельности. Предполагается, что такое взаимодействие позволит понять, что происходит в том или ином секторе экономики в технологическом и экономическом разрезе, и на этой базе сформировать консенсусное видение развития у промышленников, сбытовиков, исследователей, образовательных структур. Высокотехнологичные компании заинтересованы в том, чтобы помочь университетам найти и привлечь зарубежных ученых, чтобы закрыть какие-то пробелы в сфере применяемых технологий. Наряду с этим был запущен и механизм развития и внедрения новых технологий на основе инновационного развития госкомпаний. При этом целью является не само по себе привлечение в вузы денег от бизнеса. Предстоит создать условия для активного участия компаний в научно-технических разработках с тем, чтобы с их стороны в вузах стимулировалось развитие исследовательской базы и чтобы производственные компании принимали самое активное участие в постановке задач по привлечению вузов к научным исследованиям в интересах производства.

В последние годы руководящие органы страны и, в частности, Министерство образования и науки РФ осуществляли ряд мероприятий, направленных на развитие сектора исследований и разработок. Конечная цель этой деятельности в том, чтобы сектор мог удовлетворить растущий спрос на прикладные исследования и новые технологии со стороны отраслей реального сектора экономики, входящих в процесс серьезной модернизации.

В государственной политике ключевыми в этом направлении явились следующие задачи. Первое, одно из наиболее важных направлений маневра в этой сфере, — развитие исследовательских и технологических компетенций вузов.

Первый аргумент в пользу важности этого направления деятельности следующий. Сегодня целый ряд задач исследовательского и технологического характера, решаемых в советское время отраслевыми институтами, оказался «бесхозным». За последние двадцать лет система этих институтов существенно ослабла: некоторые институты исчезли, некоторые были перепрофилированы, некоторые утратили ключевые кадры и ресурсы.

С учетом сложившейся ситуации де-факто было принято решение восстанавливать и развивать те функции, которые выполняла эта система институтов, на университетских площадках. Это тяжелое решение, учитывая, что исследовательский потенциал вузов сегодня крайне невелик и в последние годы в них была сосредоточена весьма незначительная часть исследовательских работ.

Новые задачи и инструменты развития сектора исследований и разработок. В результате такого решения мы в большей степени приближаемся к западной модели развития сектора прикладных исследований, чем к модели Советского Союза. Известно, что в развитых странах значительная часть прикладных исследований сконцентрирована вокруг университетов. Преимуществом такой системы является то, что происходит интеграция образовательного и исследовательского процесса.

Другим аргументом в пользу концентрации исследований и разработок в вузах стали серьезные проблемы с уровнем подготовки специалистов. Большинство крупных российских корпораций сталкиваются с этой проблемой при приеме на работу выпускников. Два десятилетия слабого финансирования и слабого спроса не прошли даром. Сегодня по инженерным специальностям только в государственных вузах обучается около 900 тыс. чел. При этом не более трети из них могут быть предоставлены достойно оплачиваемые рабочие места по специальности.

Для Цитирования:
Пономарёв А.К., Задачи и направления развития сектора исследований и разработок. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2016;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: