В последние годы руководящие органы страны и, в частности, Министерство образования и науки РФ осуществляли ряд мероприятий, направленных на развитие сектора исследований и разработок. Конечная цель этой деятельности в том, чтобы сектор мог удовлетворить растущий спрос на прикладные исследования и новые технологии со стороны отраслей реального сектора экономики, входящих в процесс серьезной модернизации.
В государственной политике ключевыми в этом направлении явились следующие задачи. Первое, одно из наиболее важных направлений маневра в этой сфере, — развитие исследовательских и технологических компетенций вузов.
Первый аргумент в пользу важности этого направления деятельности следующий. Сегодня целый ряд задач исследовательского и технологического характера, решаемых в советское время отраслевыми институтами, оказался «бесхозным». За последние двадцать лет система этих институтов существенно ослабла: некоторые институты исчезли, некоторые были перепрофилированы, некоторые утратили ключевые кадры и ресурсы.
С учетом сложившейся ситуации де-факто было принято решение восстанавливать и развивать те функции, которые выполняла эта система институтов, на университетских площадках. Это тяжелое решение, учитывая, что исследовательский потенциал вузов сегодня крайне невелик и в последние годы в них была сосредоточена весьма незначительная часть исследовательских работ.
Новые задачи и инструменты развития сектора исследований и разработок. В результате такого решения мы в большей степени приближаемся к западной модели развития сектора прикладных исследований, чем к модели Советского Союза. Известно, что в развитых странах значительная часть прикладных исследований сконцентрирована вокруг университетов. Преимуществом такой системы является то, что происходит интеграция образовательного и исследовательского процесса.
Другим аргументом в пользу концентрации исследований и разработок в вузах стали серьезные проблемы с уровнем подготовки специалистов. Большинство крупных российских корпораций сталкиваются с этой проблемой при приеме на работу выпускников. Два десятилетия слабого финансирования и слабого спроса не прошли даром. Сегодня по инженерным специальностям только в государственных вузах обучается около 900 тыс. чел. При этом не более трети из них могут быть предоставлены достойно оплачиваемые рабочие места по специальности.