Можно многие процессы и явления, происходящие в нашей жизни, объяснить довольно быстро и понятно на профессиональном языке. Самое главное, это будет объективная информация о реальности. Так, с точки зрения гипнолога, реклама — всегда суггестивный процесс, причем в нем наиболее интересен сам процесс формирования устойчивых гипнотических ауто-суггестивных установок у потенциального клиента.
Главное — сформировать потребность в том или ином персонаже, услуге или товаре. Так, еще недавно услуги психолога являлись чем-то эксклюзивным и непонятным большинству. Появление на телевизионных экранах психотерапевта Андрея Курпатова стало отправной точкой для покорения обывателя идеями психологического консультирования.
Многие процессы начинаются с некой отправной точки, при помощи которой начинает формироваться потребность в товаре или услуге.
Важно, что человек выступает в роли потребителя в трех планах — как политический потребитель, как носитель общественного мнения и как покупатель. Прежде всего, как политический потребитель — это лояльный определенной партии человек, разделяющий ее взгляды и принимающий прямое или косвенное участие в ее жизни.
Но не только партии здесь имеются в виду. Политический потребитель важен для государства, ведь тогда он оказывается лоялен государственному строю, патриотично настроен (и что очень важно, предсказуем, а следовательно, стабилен с точки зрения своих ожиданий и предпочтений).
Пожалуй, одним из популярных слов 2014–2016 гг. стало слово «санкции». Примечательно, что многие россияне поддерживают идею ответных санкций (следовательно, лояльны политике государства).
Неудивительно, что по ведущим каналам в утреннем и дневном эфире много передач, пропагандирующих интерес к лечению болезней, ведь лучше, когда люди лечатся, чем занимаются политикой (рис. 3, 4).
Второй план — потребитель в качестве носителя общественного мнения (мнения большинства). Для формирования у потребителя определенного общественного мнения часто используется метод, предложенный Дж. Гордоном, — синектика. Для этого берется определенная аудитория и два синектора, высказывающие радикально противоположные точки зрения. Задача аудитории — найти золотую середину. Проблема в одном — это может быть выбор без выбора, когда аудитория вынуждена выбирать середину из двух полюсов, ей мало интересных, но необходимых к принятию по правилам игры. Этот метод использовался в общественно-политическом ток-шоу «Процесс» (1999–2001 гг.), которое вели А. Гордон и В. Соловьёв, изображая на сцене полное неприятие друг друга (игра для аудитории).