По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Задачи безопасности на высокоскоростных железнодорожных магистралях

В. М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматриваются процессы обеспечения безопасности на высокоскоростных железнодорожных магистралях в связи с решением о строительстве сети таких магистралей в Российской Федерации и прежде всего — решением о завершении проектирования в текущем году и начале строительства первой из линий этой сети «Москва — Санкт-Петербург». Особое внимание уделяется необходимости выбора варианта построения системы менеджмента безопасности, в том числе интегрированной системы (ИСМБ), подготовки ее создания и функционирования на стадии эксплуатации рассматриваемой и последующих подобных линий с учетом охвата системой менеджмента всех видов безопасности.

Литература:

1. Совещание по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург // Президент России : [сайт]. — Дата публикации: 15 февраля 2024. — URL: https:// kremlin.ru/events/president/news/73467 (дата обращения 18.02.2024).

2. China length of high speed rail operation network 2023 / published by Wenyi Zhang // Statista. — Дата публикации: 2 февраля 2024. — URL: https://www.statista.com/statistics/1120063 (дата обращения 11.02.2024).

3. К 2035 году в России планируется построить свыше 7 тысяч км высокоскоростных магистралей // Саморегулирование: [информационный портал]. — Дата публикации: 9 февраля 2024. — URL: https://sroportal.ru/news (дата обращения 18.02.2024).

4. РЖД проводят испытание верхнего строения пути для высокоскоростной магистрали // Караван Ярмарка. — Дата публикации: 23 мая 2023. — URL: https://karavantver.ru/category/news (дата обращения 01.03.2024).

5. Рудановский В.М. Управление безопасностью движения в организациях железнодорожного транспорта // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2019. — №1. — С. 12–23.

6. Руководство по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД»: утверждено Распоряжением ОАО «РЖД» от 30 сентября 2016 г. №2045р (в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 7 ноября 2019 г. №2450/р).

7. Положение о культуре безопасности в холдинге «РЖД»: утверждено Распоряжением ОАО «РЖД» от 1 июня 2020 г. №1181/р.

В ходе поездки по Уральскому федеральному округу Президент РФ Владимир Путин провел 15 февраля 2024 года совещание по вопросу строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва — Санкт-Петербург», а по сути — начала строительства и развития сети выделенных ВСМ в России [1]. Появилась высокая вероятность того, что решения этого совещания воплотятся в жизнь, и более чем 40-летний период принятия и отмены подобных решений закончится.

России, самой большой по площади стране, с развитым традиционным железнодорожным транспортом, не пристало находиться в роли наблюдателя за стремительным расширением сетей ВСМ в других странах мира. В таблице показаны только те из стран, которые имеют общую протяженность ВСМ более 1 тыс. км по состоянию на конец 2022 года.

Несмотря на драматичные срывы, казалось бы, вполне реализуемых планов строительства ВСМ в России, прошедший период был отмечен ценными наработками, связанными с накоплением знаний об особенностях создания и эксплуатации высокоскоростного транспорта, подготовкой проектов нормативных документов в этой сфере, ведением соответствующих проектно-изыскательских работ, поиском различных форм партнерства и организации деятельности на всех стадиях жизненного цикла данного вида транспорта. К совещанию был подготовлен план строительства сети выделенных ВСМ в России на ближнюю перспективу с возможностью ее выхода в Белоруссию и продления до Минска (рис. 1). К 2035 г. планируется построить в общей сложности свыше 7 тыс. км ВСМ [3].

В самой идее создания ВСМ заложены предпосылки достижения более высокого уровня безопасности движения по отношению к обычным железным дорогам. Эти предпосылки связаны со следующими факторами и общепринятыми при создании ВСМ подходами:

● разнесение грузового и пассажирского движения на разные линии и выделение ВСМ преимущественно для пассажирского движения (такая специализация повышает качество перевозок, в т. ч. снижает аварийность и расходы на ее предупреждение);

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Задачи безопасности на высокоскоростных железнодорожных магистралях. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: