В современных условиях в связи с неблагоприятной эпидемической ситуацией и частым контактом по роду своей деятельности с больными туберкулезом медицинские работники являются группой риска заболевания туберкулезом [1, 2, 3]. В то же время в связи с тем, что у заболевших медиков выявляется главным образом туберкулез органов дыхания, нередко с деструкцией, они сами в период до выявления заболевания представляют опасность для обслуживаемого населения и коллег [6].
Наибольшая степень риска заболевания туберкулезом имеется у сотрудников противотуберкулезных учреждений [3, 8]. Заболеваемость туберкулезом лиц, работающих в этой области здравоохранения, в 2–11 раз превышает заболеваемость туберкулезом населения, в 10–15 раз выше, чем среди сотрудников общей лечебной сети и составляет в разных регионах в последние годы от 200 до 800 на 100 тыс. работающих [2, 3, 8]. Профессиональный контакт с больными активными формами туберкулеза или с инфицированным материалом в условиях бактериологических лабораторий приводит к инфицированию персонала микобактериями туберкулеза [9]. Так, по данным М. М. Зориной и соавт. (2014), в крупном противотуберкулезном учреждении латентная туберкулезная инфекция с помощью теста Quanti-FERON-TB определяется у 30,6% работников.
Отягощающими факторами развития туберкулеза у сотрудников лечебно-профилактических учреждений являются: наличие сопутствующих хронических заболеваний; контакт с химическими веществами (дезинфицирующие средства, лекарственные препараты), которые способствуют развитию выраженности аллергического компонента туберкулезного воспаления; большая профессиональная нагрузка в связи с неукомплектованностью кадрами; длительный стаж работы; неудовлетворительные социально-бытовые условия и условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям; несоблюдение мер инфекционного контроля [1, 2, 4, 7, 8, 11]. Кроме того, профессиональная деятельность медицинских работников различных специальностей нередко сопряжена с эмоциональным напряжением и в ряде случаев приводит к формированию синдрома эмоционального «выгорания», т. е. хронического профессионального стресса умеренной интенсивности, что отрицательно сказывается на здоровье врачей и может способствовать развитию туберкулеза [4, 5, 12].