Охрана здоровья трудового потенциала является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Однако, если вопросам охраны здоровья работающих во вредных и (или) опасных условиях труда в разных отраслях промышленного комплекса уделяется значительное внимание [1], то контингент граждан, состоящих на гражданской службе России, требует комплексного подхода в связи с отсутствием законодательного закрепления воздействующих факторов трудового процесса и детального нормирования труда.
В научной литературе предпринимались попытки в рассмотрении взаимосвязей факторов условий управленческого труда на основе оценки риска и уровня профессионального здоровья государственных служащих; разрабатывался комплекс требований, предъявляемых к личностным свойствам, психофизиологическим и психологическим особенностям и возможностям государственных служащих, определяющим их пригодность к этой деятельности, а также потенциальную профессиональную успешность; был выработан проект Концепции «Сохранение и улучшение профессионального здоровья государственных служащих на 2006–2010 гг.» [2]. Кроме того, в научной литературе классифицировались основные этапы становления и развития Кремлевской медицины, были освещены особенности ее функционирования как единой системы взаимосвязанных лечебно-профилактических, санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений и организаций, осуществляющих медицинское обеспечение охраны и укрепления здоровья государственных служащих [3].
Отдельным аспектам совершенствования медицинского обеспечения государственных служащих Республики Казахстан посвящена работа с указанием основных приоритетов по реализации профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на освоение навыков здорового образа жизни, формирование стрессоустойчивости и высокой работоспособности государственных служащих; многофакторная оценка условий труда и отдыха; раннее выявление донозологических состояний; обеспечение высокого уровня доступности медицинской помощи [4].