Отсутствие четкого законодательного указания в данном вопросе приводит к тому, что органы прокуратуры систематически предъявляют иски об обязании ОАО «РЖД» осуществить строительство пешеходных мостов. Как правило, основанием для таких исков являются обращения граждан и местных органов власти в прокуратуру.
Аргументация истцов стандартна: «Железная дорога разделяет город, поэтому она и должна осуществлять строительство».
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
За период с 2015-го по 2022 г. судами было рассмотрено 14 исков об обязании ОАО «РЖД» осуществить строительство пешеходных мостов, из которых по шести искам прокуратуре отказано, по шести делам производства прекращены в связи с отказом прокуратуры от исков, два иска удовлетворены.
Еще в 2015–2016 гг. судебная практика по данным искам была неоднозначна. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды указывали, что со стороны ОАО «РЖД» приняты необходимые и достаточные меры, обеспечивающие безопасный переход граждан через железнодорожные пути, имеющиеся пешеходные переходы в одном уровне соответствуют предъявляемым требованиям.
Напротив, удовлетворяя иски, суды ссылались на ненадлежащее содержание существующих наземных пешеходных переходов (отсутствие указателей, предупредительных знаков, нахождение в неудовлетворительном состоянии пешеходных настилов), на необеспечение технологических разрывов при нахождении вагонов на станционных путях, в результате чего безопасный переход граждан через железнодорожные пути невозможен.
С 2017 г. судебная практика пришла к единообразию: не было вынесено ни одного решения суда об обязании ОАО «РЖД» осуществить строительство пешеходного моста.
За таким упорядочением судебной практики в ОАО «РЖД» стояла кропотливая работа.
Руководство компании дало поручения начальникам железных дорог о необходимости личного контроля рассмотрения каждого обращения граждан по данному вопросу и принятия необходимых мер (приведение существующих переходов в соответствие с установленными требованиями, изменение технологии работы на станциях и т.д.).
НА ЧТО ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ СУДЫ
Суды применяют следующие нормы, регулирующие вопрос строительства пешеходных мостов через железнодорожные пути. Согласно ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», на железнодорожных станциях сооружаются как пешеходные настилы, так и тоннели и мосты. Делается это в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Такие нормы содержатся в двух актах. Пункт 6.2 Свода правил «Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», утвержденного приказом Минтранса России от 02.12.2014 № 333, предусматривает следующие критерии для строительства пешеходных мостов: интенсивность движения поездов более 200 поездов в сутки или скоростное движение и интенсивность движения пешеходов через переход более 600 человек в час.
Пункт 9.4 Свода правил «Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95», утвержденного приказом Минстроя России от 12.12.2017 № 1648/пр, установил иной набор критериев: скорость движения поездов свыше 140 км/ч или интенсивность движения более 100 пар поездов в сутки.
Однако что тот, что другой Свод правил предусматривает устройство пешеходных тоннелей, мостов в местах организованного пешеходного перехода через железнодорожные пути только в случае строительства или реконструкции железнодорожных линий.
Следовательно, ОАО «РЖД» должно соорудить пешеходный мост при строительстве новых или реконструкции имеющихся железнодорожных линий, если речь идет о местах организованного пешеходного перехода на железнодорожных станциях и об обслуживании пассажиров. При этом место пересечения путей должно соответствовать критериям Сводов правил по скорости или интенсивности движения поездов и интенсивности движения пешеходов.
Однако судебная практика судебной практикой, а лучше, когда все однозначно определено в законе. Поэтому ОАО «РЖД» инициировало внесение изменений в ст. 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Компания предлагает предусмотреть, что строительство транзитных пешеходных мостов (то есть не имеющих выхода на пассажирские платформы) осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.