По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.15: 351.82 DOI:10.33920/vne-04-2511-03

Юридические аспекты и новые тенденции развития нефтегазовой отрасли Индонезии

Александр Александрович Попов аспирант ФГАУН «Институт Китая и современной Азии РАН» (ИКСА РАН). Россия, 117997, г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 32. E-mail: Alexpopov00@gmail.com. ORCID: 0009-0001-7101-8879

Статья посвящена современным тенденциям в развитии нефтегазовой отрасли индонезийской экономики, связанным с регулирующей функцией государства в части взаимоотношений с добывающими компаниями, работающими на основе контрактов о разделе продукции. Анализируется взятый в Индонезии курс на переход от заложенной в этих контрактах схемы покрытия расходов (Cost Recovery) к схеме валового раздела (Gross Split), который был направлен на стимулирование добывающих компаний по увеличению производства с использованием самых современных технологических приемов и ослабление зависимости страны от импорта углеводородов. Статья также несет прикладной характер для российских участников внешнеэкономической деятельности в части их возможного инвестирования и встраивания в совместные проекты в нефтегазовой отрасли на территории Индонезии. Делается вывод, что, несмотря на ряд преимуществ схемы валового раздела, в частности возможности получить более выгодную долю раздела продукции, снизить коррупционную составляющую, инвесторы по-прежнему отдают предпочтение схеме покрытия расходов в первую очередь из-за возмещения правительством затрат компаниям на геологоразведку и добычу углеводородов. Схема валового раздела более выгодна для освоения месторождений с низкой и средней себестоимостью. Кроме того, перед индонезийским правительством стоит серьезная задача по освоению глубоководных месторождений, которые требуют значительных финансовых вливаний, что зачастую отталкивает инвесторов, особенно в схеме с разделением продукции. Это является большой проблемой, поскольку за последние два десятилетия объемы добычи углеводородов, в особенности нефти, в Индонезии резко сократились, угрожая дальнейшему экономическому росту страны с населением 284 млн человек.

Литература:

1. CNBC Indonesia (2023). 3 Blok Migas Resmi Dilelang, Jangan Kaget Segini Potensinya. — Available at: https://www.cnbcindonesia.com/news/20230410141138-4-428620/3-blok-migas-resmi-dilelang-jangan-kagetsegini-potensinya (accessed: 17.08.2025). (In Indonesian)

2. Bisnis Indonesia (2025). 42 Kontraktor Migas Gunakan Gross Split, Ada yang Pakai Skema Terbaru? — Available at: https://ekonomi.bisnis.com/read/20250227/44/1843164/42-kontraktor-migas-gunakan-grosssplit-ada-yang-pakai-skema-terbaru (accessed: 21.08.2025). (In Indonesian)

3. Admiral, T. S., Febrianto, S., Prayuda, R. (2022). Legal Analysis of Smoothness Handover of Rokan Block from Chevron Pacifi c Indonesia to Pertamina Company. Law and Humanities Quarterly Reviews. Vol. 1, no. 4, pp. 150–166

4. Aprizal, M. F., Juanda, B., Ratnawati, A. et al (2022). Indonesian Upstream Oil & Gas Governance for Sustainable Innovation. Jurnal Manajemen dan Organisasi. Vol. 13, no. 1, pp. 48–60

5. Media Indonesia (2023). Babak Baru Pengelolaan East Natuna Oleh Pertamina. — Available at: https:// mediaindonesia.com/ekonomi/588125/babak-baru-pengelolaan-east-natuna-oleh-pertamina (accessed: 17.08.2025). (In Indonesian)

6. Dunia Energi (2023). Blok Corridor Resmi Kembali Gunakan Skema Kontrak Cost Recovery. — Available at: https://www.dunia-energi.com/blok-corridor-resmi-kembali-gunakan-skema-kontrak-cost-recovery/ (accessed: 22.08.2025). (In Indonesian)

7. Antara News (2025). BPMA dan Pemprov Aceh bahas bagi hasil bonus tanda tangan migas. — Available at: https://www.antaranews.com/berita/4615242/bpma-dan-pemprov-aceh-bahas-bagi-hasil-bonus-tandatangan-migas (accessed: 09.08.2025). (In Indonesian)

8. Ministry of Energy and Mineral Resources of the Republic of Indonesia (2017). Gunakan Skema Gross Split, PT Pertamina (Persero) Kelola Wilayah Kerja Off shore Northwest Java. — Available at: https://www.migas.esdm. go.id/post/siaran-pers--gunakan-skema-gross-split,--pt-pertamina-(persero)-kelola--wilayah-kerja-off shorenorth-west-java (accessed: 14.08.2025). (In Indonesian)

9. Gustin, D. R. A. (2022). The Development of East Natuna Block for Defense’s Interest on the Borderline and Securing Indonesia Energy Reserves. Journal of International Studies on Energy Aff airs. Vol. 3, no. 1, pp. 17–38

10. Hutapea, H. D., Naila, A., Gabriellia, C. et al (2024). Comparative Analysis Of Cost Recovery And Gross Split Mechanisms In Oil And Gas Projects In Indonesia. Problematika Hukum. Vol. 9, no. 1, pp. 24–32

11. Ministry of Energy and Mineral Resources of the Republic of Indonesia (2024). Indonesia Barat Simpan Potensi Migas, 21 Blok Baru Diteken Sejak 2021. — Available at: https://www.esdm.go.id/id/media-center/arsipberita/indonesia-barat-simpan-potensi-migas-21-blok-baru-diteken-sejak-2021 (accessed: 20.08.2025). (In Indonesian)

12. Liputan6 (2022). Inilah Pemenang Lelang Blok Migas Jabung Tengah dan Paus. — Available at: https:// www.liputan6.com/bisnis/read/5167008/inilah-pemenang-lelang-blok-migas-jabung-tengah-dan-paus (accessed: 17.08.2025). (In Indonesian)

13. Ruang Energy (2025). Jalan Panjang Blok Mahakam di Tepi Sungai Mahakam Jaga Ketahanan Migas Nasional. — Available at: https://www.ruangenergi.com/jalan-panjang-blok-mahakam-di-tepi-sungaimahakam-jaga-ketahanan-migas-nasional/ (accessed: 14.08.2025). (In Indonesian)

14. Ministry of Energy and Mineral Resources of the Republic of Indonesia (2018). Kontrak East Sepinggan Beralih Gunakan Gross Split, Pemerintah Apresiasi ENI. — Available at: https://migas.esdm.go.id/post/kontrakeast-sepinggan-beralih-gunakan-gross-split-wamen-esdm-apresiasi-eni (accessed: 16.08.2025). (In Indonesian)

15. Ruang Energy (2023). Kunjungi WK South CPP, Kepala SKK Migas Pastikan EMP Bor Sumur Perdana Eksplorasi BLN-01. — Available at: https://www.ruangenergi.com/kunjungi-wk-south-cpp-kepala-skk-migaspastikan-emp-bor-sumur-perdana-eksplorasi-bln-01/ (accessed: 16.08.2025). (In Indonesian)

16. Badan Pusat Statistik Indonesia (2025). Nilai Impor Migas Bulanan Menurut Negara Asal. — Available at: https://www.bps.go.id/id/statistics-table/2/MjM5MCMy/nilai-impor-migas-bulanan-menurut-negara-asal--ribuus--.html (accessed: 22.08.2025). (In Indonesian)

17. Ministry of Energy and Mineral Resources of the Republic of Indonesia (2011). Pengusahaan Migas di Indonesia dalam Perspektif Kedaulatan Negara Atas SDA (1): Pendahuluan. — Available at: https://www. esdm.go.id/en/media-center/arsip-berita/pengusahaan-migas-di-indonesia-dalam-perspektif-kedaulatannegara-atas-sda-1-pendahuluan (accessed: 09.08.2025). (In Indonesian)

18. Ministry of Energy and Mineral Resources of the Republic of Indonesia (2024). Peraturan Menteri Energi Dan Sumber Daya Mineral Republik Indonesia Nomor 13 Tahun 2024 Tentang Kontrak Bagi Hasil Gross Split. — Available at: https://peraturan.bpk.go.id/Details/296590/permen-esdm-no-13-tahun-2024 (accessed: 11.08.2025). (In Indonesian)

19. Ministry of Energy and Mineral Resources of the Republic of Indonesia (2017). Permen ESDM Nomor 08 Tahun 2017 Tentang Kontrak Bagi Hasil Gross Split. — Available at: https://migas.esdm.go.id/post/read/permenesdm-nomor-08-tahun-2017-tentang-kontrak-bagi-hasil-gross-split (accessed: 11.08.2025). (In Indonesian)

20. Suara Banyuurip (2024). PI WK Tuban Masuki Tahap Pembukaan Data ke Calon Penerima. — Available at: https://suarabanyuurip.com/2024/07/17/pi-wk-tuban-masuki-tahap-pembukaan-data-ke-calon-penerima/ (accessed: 15.08.2025). (In Indonesian)

21. Kontan (2025). Produksi Migas Indonesia 2024 Tembus 1,79 Juta Barel per Hari. — Available at: https:// industri.kontan.co.id/news/produksi-migas-indonesia-2024-tembus-179-juta-barel-per-hari (accessed: 22.08.2025). (In Indonesian)

22. Badan Pusat Statistik Indonesia (2025). Produksi Minyak Bumi dan Gas Alam, 1996–2023. — Available at: https://www.bps.go.id/id/statistics-table/1/MTA5MiMx/produksi-minyak-bumi-dan-gas-alam--1996-2023.html (accessed: 22.08.2025). (In Indonesian)

23. Aserra Group (2025). PT Aserra Petrolindo Gemilang. — Available at: https://aserragroup.com/business/ pt-aserra-petrolindo-gemilang/ (accessed: 16.08.2025)

24. Indonesia Business Post (2024). SKK Migas awaits proposal for Husky-CNOOC Madura Limited Contract extension. — Available at: https://indonesiabusinesspost.com/2547/business-and-investment/skk-migasawaits-proposal-for-husky-cnooc-madura-limited-contract-extension (accessed: 16.08.2025)

25. CNBC Indonesia (2025). SKK Migas Beberkan Beda Cost Recovery dan Gross Split. — Available at: https:// www.cnbcindonesia.com/news/20250227194752-4-614303/skk-migas-beberkan-beda-cost-recovery-dangross-split (accessed: 09.08.2025). (In Indonesian)

26. TEMPO (2025). SKK Migas Catat Lifting Minyak Semester I 2025 Capai 578 Ribu Barel per Hari. — Available at: https://www.tempo.co/ekonomi/skk-migas-catat-lifting-minyak-semester-i-2025-capai-578-ribubarel-per-hari-2049155 (accessed: 22.08.2025). (In Indonesian)

27. Antara News (2024). SKK Migas-PEB reaktivasi Lapangan Camar WK Bawean pacu produksi migas. — Available at: https://www.antaranews.com/berita/4024731/skk-migas-peb-reaktivasi-lapangan-camar-wkbawean-pacu-produksi-migas (accessed: 18.08.2025). (In Indonesian)

28. Ministry of Energy and Mineral Resources of the Republic of Indonesia (2021). South CPP, Liman Blocks under Cost Recovery Contracts. — Available at: https://www.esdm.go.id/en/media-center/news-archives/ south-cpp-liman-blocks-under-cost-recovery-contracts (accessed: 17.08.2025)

29. Kabupaten Banyuasin (2023). SSY Petroleum Eksplorasi Sumur Minyak, Bupati Askolani minta Perhatikan Kepentingan Masyarakat. — Available at: https://banyuasinkab.go.id/2023/05/ssy-petroleum-eksplorasi-sumurminyak-bupati-askolani-minta-perhatikan-kepentingan-masyarakat/ (accessed: 17.08.2025). (In Indonesian)

30. Ministry of Energy and Mineral Resources of the Republic of Indonesia (2017). Tiga Kelebihan Gross Split Yang Belum Diketahui secara Lengkap oleh Sebagian Lembaga Riset. — Available at: https://www.esdm.go.id/ id/media-center/arsip-berita/tiga-kelebihan-gross-split-yang-belum-diketahui-secara-lengkap-oleh-sebagianlembaga-riset (accessed: 11.08.2025). (In Indonesian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 25.08.2025

Дата принятия рукописи в печать: 09.10.2025

До принятия Закона от 2001 г. № 22 «О нефти и природном газе» предпринимательская деятельность в нефтегазовой отрасли Индонезии осуществлялась на основе рабочих контрактов, как было указано в ст. 6, пп. 1 и 2, Закона от 1960 г. № 44 «О добыче нефти и природного газа» и «Контрактов о разделе продукции» (Kontrak Production Sharing — KPS/КПС), как отмечалось в ст. 12, п. 1, Закона от 1971 г. № 8 «О предприятиях по добыче нефти и природного газа». Принципиальная разница между двумя этими типами контрактов заключалась в том, что при рабочих контрактах между государством и держателями контрактов делился доход от продажи нефти и газа, а при КПС — разделу подлежали добытые нефть и газ.

Последний рабочий контракт между «ПН Пермигас» и «ПТ. Шелл» завершился в 1993 г. В ст. 11 (п. 1) Закона от 2001 г. № 22 сказано, что предпринимательская деятельность в сфере добычи нефти и газа осуществляется в форме контракта о совместной деятельности, т. е. речь может идти как о КПС, так и о других формах контрактов о совместной деятельности (сотрудничестве), если таковые не противоречат принципу «верховенства государства» и «максимально используются в интересах благосостояния народа» [17].

Предоставление рабочих блоков нефтегазодобычи заинтересованным индонезийским и иностранным компаниям осуществляется на основе открытых тендеров или путем прямого предложения, что допускается постановлением министра энергетики и минеральных ресурсов от 2016 г. № 37. Прямое назначение обычно практикуется в отношении сложных с геологической, географической и прочих точек зрения блоков, разработка которых не вызывает большого интереса у инвесторов. То же касается и отработанных ранее месторождений. Обычно этот механизм используется в отношении месторождений, на эксплуатацию которых претендует всего одна компания. Переговоры и достижение договоренности в этом случае занимают обычно не более шести месяцев, тогда как проведение тендера и подведение его итогов — не менее года. При этом существует большая вероятность наличия коррупционной составляющей при достижении договоренностей между частной компанией и чиновниками.

Для Цитирования:
Александр Александрович Попов, Юридические аспекты и новые тенденции развития нефтегазовой отрасли Индонезии. Международная экономика. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: