Дата поступления рукописи в редакцию: 25.08.2025
Дата принятия рукописи в печать: 09.10.2025
До принятия Закона от 2001 г. № 22 «О нефти и природном газе» предпринимательская деятельность в нефтегазовой отрасли Индонезии осуществлялась на основе рабочих контрактов, как было указано в ст. 6, пп. 1 и 2, Закона от 1960 г. № 44 «О добыче нефти и природного газа» и «Контрактов о разделе продукции» (Kontrak Production Sharing — KPS/КПС), как отмечалось в ст. 12, п. 1, Закона от 1971 г. № 8 «О предприятиях по добыче нефти и природного газа». Принципиальная разница между двумя этими типами контрактов заключалась в том, что при рабочих контрактах между государством и держателями контрактов делился доход от продажи нефти и газа, а при КПС — разделу подлежали добытые нефть и газ.
Последний рабочий контракт между «ПН Пермигас» и «ПТ. Шелл» завершился в 1993 г. В ст. 11 (п. 1) Закона от 2001 г. № 22 сказано, что предпринимательская деятельность в сфере добычи нефти и газа осуществляется в форме контракта о совместной деятельности, т. е. речь может идти как о КПС, так и о других формах контрактов о совместной деятельности (сотрудничестве), если таковые не противоречат принципу «верховенства государства» и «максимально используются в интересах благосостояния народа» [17].
Предоставление рабочих блоков нефтегазодобычи заинтересованным индонезийским и иностранным компаниям осуществляется на основе открытых тендеров или путем прямого предложения, что допускается постановлением министра энергетики и минеральных ресурсов от 2016 г. № 37. Прямое назначение обычно практикуется в отношении сложных с геологической, географической и прочих точек зрения блоков, разработка которых не вызывает большого интереса у инвесторов. То же касается и отработанных ранее месторождений. Обычно этот механизм используется в отношении месторождений, на эксплуатацию которых претендует всего одна компания. Переговоры и достижение договоренности в этом случае занимают обычно не более шести месяцев, тогда как проведение тендера и подведение его итогов — не менее года. При этом существует большая вероятность наличия коррупционной составляющей при достижении договоренностей между частной компанией и чиновниками.